Панда-подарки Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Добыча россыпного золота

Позиция общественных организаций России* в отношении добычи россыпного золота

Опираясь на анализ влияния россыпной золотодобычи на окружающую среду (в первую очередь, на экосистемы речных бассейнов Амурского и Алтае-Саянского регионов, Камчатки), а также с учетом социально-экономических факторов в регионах золотодобычи, общественные организации России полагают, что рост числа мест добычи россыпного золота и его распространение на незатронутые добычей реки в современных условиях прямо противоречат основным задачам развития регионов Сибири и Дальнего Востока России.

В частности, эта деятельность:

  • препятствует устойчивому социально-экономическому развитию на уровне местных сообществ;
  • разрушает и загрязняет ключевые природные комплексы рек и тем существенно ухудшает качество жизни местного населения;
  • создает социальную напряженность, ухудшает условия природопользования для коренных жителей и в конечном счете способствует оттоку населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

Добыча россыпного золота является одним из старейших видов природопользования на территории российского Дальнего Востока, Восточной Сибири и юга Западной Сибири. Масштабное освоение месторождений россыпного золота здесь началось после включения данных территорий в состав России и особенно активизировалось в XIX и XX вв. Это неизбежно привело к тому, что к концу прошлого века большинство крупных перспективных месторождений россыпного золота в стране были разведаны и выработаны. Малые запасы золота, сохранившиеся на отработанных участках, вынуждают золотодобывающие предприятия переносить свою деятельность на новые участки рек, ранее не затронутых разработками из-за низкого содержания золота в аллювии. В последние годы резко возросло количество лицензий, выдаваемых для разведки и разработки полезных ископаемых.

Так, к примеру, в Амурской области и Хабаровском крае в течение последних 10 лет количество выдаваемых лицензий постоянно растет, а за прошедшие 2−3 года рост резко усилился.

Подавляющая часть лицензий на деятельность по поиску новых месторождений россыпного золота выдается заявительным порядком. Такие лицензии не предусматривают возможности разработки месторождений. В то же время, по свидетельству местных жителей и согласно результатам проверок, осуществляемых государственными природоохранными органами, подавляющее большинство юридических лиц, которые получили данный тип лицензий, фактически занимаются нелегальной добычей россыпного золота на лицензионных участках, что негативно сказывается, в том числе, и на состоянии запасов полезных ископаемых.

С ростом количества лицензий на разведку и разработку месторождений россыпного золота наблюдается и значительный рост нарушений, допускаемых данными золотодобывающими предприятиями: загрязнение рек неочищенными техническими водами, использование водных объектов без оформления решения или договора на водопользование, самовольный перенос частей водных объектов без соответствующего перевода земель, уничтожение плодородного почвенного слоя, самовольные рубки пойменных лесов без оформления правоустанавливающих документов, отказ от проведения рекультивации нарушенных земель, отсутствие восстановления нарушенных речных долин. Это не отдельные случаи, а система, сложившаяся в связи с тем, что предприятия, которые отрабатывают лицензионные участки с минимальными запасами золота, пытаются минимизировать свои затраты и достичь рентабельности своей деятельности, игнорируя требования природоохранного законодательства.

Добыча россыпного золота нарушает естественные русла рек, приводит к серьезной негативной трансформации склонов речных долин, вызывает значительную эрозию пойменных земель, уничтожает ценные пойменные леса, загрязняет реки.  Мутные шлейфы тянутся на десятки, а порой и сотни километров ниже по течению от участков добычи россыпного золота. Из-за этого нарушается естественный химический состав воды, повышается ее температура, падает прозрачность и содержание кислорода, сильнейшим образом заиливаются нерестилища, в особенности лососевых рыб. В результате из таких рек уходит ценная рыба, речная экосистема деградирует, причем во многих случаях необратимым образом. Тысячи гектаров высокопродуктивных, ценных в хозяйственном и экологическом отношении приречных лесов превращаются в скудные, безлесные пустыри.

Противостоять разрушению и деградации природы от добычи россыпного золота не способны сейчас ни региональные, ни федеральные органы экологического надзора из-за малой численности и слабой технической обеспеченности своих сотрудников в регионах золотодобычи. Они просто физически не способны проконтролировать большое число предприятий на огромных по площади и зачастую удаленных территориях золотодобычи.

При этом все большее количество лицензий выдается на добычу россыпного золота на участках, либо непосредственно примыкающих к границам особо охраняемых природных территорий (ООПТ), либо находящихся в бассейнах рек, которые протекают через эти ООПТ. Золотодобыча на таких участках увеличивает антропогенную нагрузку на особо ценные природные комплексы, повышает угрозу загрязнения заповедных территорий и мало нарушенных хозяйственной деятельностью участков, обладающих значительной природоохранной ценностью.

Органы государственной власти, местного самоуправления и население территорий, на которых предполагается разработка месторождений россыпного золота, практически полностью исключены из процесса принятия решений о выставлении на аукционы и выдаче лицензий в отношении тех или иных участков. Это приводит к выдаче лицензий на добычу золота на участках, которые важны как места обитания редких и хозяйственно ценных видов флоры и фауны, а также играющих важную роль в хозяйственной деятельности местного населения как места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, охотничьи угодья, места размещения пасек, сенокосы и пастбища. Разрушение этих угодий и потеря ценных возобновляемых природных ресурсов в процессе разработки месторождений оказывают негативное воздействие на другие, не менее значимые отрасли хозяйствования местного населения.

Одной из причин такого положения дел стало исключение из списка объектов государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) материалов, обосновывающих получение лицензий на поиск, геологическую разведку и разработку месторождений россыпного золота. ГЭЭ предусматривает механизмы учета общественного мнения в отношении того или иного проекта, которые позволяют избежать возникновения конфликтов либо снизить остроту конфликтных ситуаций, связанных с реализацией этих проектов. Выведение из списков объектов ГЭЭ материалов, обосновывающих получение лицензий, лишило население законодательных механизмов выстраивания диалога с золотопромышленниками и спровоцировало рост конфликтных настроений.

В то же время сама добыча россыпного золота в подавляющем большинстве случаев вносит минимальный вклад в социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований. Все поступления от продажи лицензий и большая доля налоговых и неналоговых платежей золотодобывающих предприятий уходит в федеральный бюджет, оставляя регионам и, особенно муниципалитетам, лишь незначительную долю платежей. Так, для примера, в 2017 г. золотодобывающие предприятия Амурской области перечислили 922 млн руб. платежей в бюджет Российской Федерации, 416 млн руб. в бюджет области и лишь 50 млн руб. в бюджеты муниципальных образований. Принимая во внимание размер доходной части бюджетов, доля платежей золотодобывающих предприятий составила около 0,9% доходной части бюджета субъекта и 0,2% доходной части местных бюджетов. Разумеется, для разных муниципальных образований внутри регионов эта цифра различается в зависимости от степени вовлечения территории муниципалитетов в разработку золота. В то же время необходимо отметить, что значительная часть золотодобывающих предприятий зарегистрирована и, соответственно, платит налоги не на территории муниципальных образований, где осуществляет свою деятельность, а в краевых и областных центрах. Помимо этого, значительная часть золотодобывающих предприятий привлекает для работы не местных жителей, а работающих вахтовым методом жителей других муниципальных образований, регионов и даже стран, что сводит практически к нулю вклад от добычи россыпного золота в поддержание благосостояния местных сообществ. Как продемонстрировала текущая пандемия COVID-19, работы вахтовым методом также сопряжены с эпидемиологическими рисками и существенно увеличивают негативные настроения местного и старожильческого населения.

В целом это ведет к нарастанию негативного воздействия добычи россыпного золота на природные комплексы и социально-экономическое устойчивое развитие регионов и муниципальных образований, на территории которых осуществляется данный вид деятельности, росту накопленного экологического ущерба. Это, в свою очередь, приводит к росту протестных настроений среди местного населения и усилению социальной напряженности в регионах осуществления золотодобычи.

В связи с этим, общественные организации России считают необходимым

  1. Установить на срок не менее 10 лет мораторий на выдачу лицензий на разведку и добычу россыпного золота на водотоках, ранее не затронутых такой добычей.
  2. Отказаться от выдачи лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота в отношении участков, примыкающих к границам ООПТ либо находящихся в их пределах, а также в отношении участков на реках, протекающих через ООПТ и расположенных выше по течению относительно них.
  3. Ввести запрет на выдачу лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота на участках, способных оказать негативное воздействие на условия жизни людей в населенных пунктах, расположенных вблизи или ниже по течению рек от данных участков, без одобрения указанных работ жителями этих населенных пунктов и органами местного самоуправления в рамках процедур общественных обсуждений.
  4. Ввести запрет на выдачу лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота на водных объектах, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов, в том числе лососевых пород рыб.
  5. Отнести проекты разработки месторождений россыпного золота к объектам государственной экологической экспертизы.
  6. В обязательном порядке включить в документы, регламентирующие выставление на конкурс лицензий на разведку и добычу россыпного золота, механизмы учета мнения органов государственной власти регионов, органов местного самоуправления и местного населения территорий, где предполагается разработка месторождений россыпного золота. Предлагаются такие механизмы:
    • Проведение эколого-экономической оценки рентабельности разработки конкретных месторождений и участков конкретных рек, предполагаемых к лицензированию. Оценка должна учитывать, с одной стороны, прогнозируемые запасы золота в россыпях и социально-экономический эффект от их извлечения, а с другой стороны, − потенциальный ущерб окружающей среде, затрагиваемым отраслям местной экономики, социальной сфере жизнедеятельности местного населения при добыче россыпного золота на данных участках. Под ущербом, в том числе, понимается возможное воздействие золотодобычи на популяции ценных в хозяйственном отношении, редких и охраняемых видов животных и растений, утрата экосистемных функций речного бассейна, разрушение почв и уничтожение лесов, вред, наносимый местной экономике и социальной сфере.
    • На стадии принятия решения о выставлении участков на аукционы или представления их по заявке без аукциона обязательное проведение общественных обсуждений возможности и условий разработки месторождений россыпного золота и программ экологического мониторинга с участием местного населения и органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых предполагается разработка месторождений.
  7. Обеспечить эффективную и прозрачную систему контроля за деятельностью золотодобывающих предприятий со стороны территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), в частности, за счет использования методов дистанционного (космического) мониторинга загрязнения рек и внесения в нормативные правовые документы результатов дистанционного (космического) мониторинга в качестве доказательной базы при выявлении и фиксации загрязнений.
  8. Ужесточить санкции к организациям, осуществляющим добычу россыпного золота, за нарушения в сфере охраны окружающей среды, в том числе, существенно увеличить размеры штрафов и неукоснительно применять к нарушителям такие меры воздействия, как приостановление и прекращение действия лицензий на добычу золота на участках, где допущены нарушения, включая отказ в выдаче им иных участков до полного устранения допущенных нарушений и возмещения нанесенного окружающей среде ущерба.
*Всемирный фонд дикой природы (WWF),Россия
Экологическая коалиция «Реки без границ» 
Международный Социально-Экологический Союз, г. Москва 
Алтайская краевая общественная организация «Экологический актив», Алтайский край
Амурская областная общественная экологическая организация «АмурСоЭС», г. Благовещенск
Красноярская региональная общественная экологическая организация «ПЛОТИНА», г. Красноярск
Общественная организация «Бюро региональных общественно-экологических кампаний», г. Владивосток
Красноярская региональная общественная организация содействия жизни на селе «Дети тайги», Красноярский край
Общественная группа «Чистые реки Кузбасса», Кемеровская область
Региональная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Хабаровского края», г. Хабаровск
Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина», г. Южно-Сахалинск
Общественное объединение «Экологический центр «Дронт», г. Нижний Новгород
Автономная некоммерческая экологическая организация «Друзья Балтики», г. Санкт-Петербург

Помогите природе прямо сейчас!