What we do
Regions
Премия рунета 2017

Spawning forest zones and their value for conservation of valuable fish species

WWF-Russia and Greenpeace Russia Position Paper: Spawning Protection Forest River Belts and Their Importance for the Conservation of Valuable Fish Species

In the International Year of Salmon 2019, we draw attention to the importance of spawning protection forest river belts (further referred as “spawning forest zones”) for the conservation of valuable fish species and the threat to these forests.


The spawning forest zones is a special category of forests created in 1958 to preserve the coastal zones of water bodies, where the most valuable species of fish, i.e. salmon, sturgeon, and others spawn. These forests protect spawning rivers fr om adverse effects of industrial logging: soil ablation into the water, excessive spring floods and reduction of the water in summer, and silting spawning grounds. Only thanks to these forests, many important spawning rivers are still preserved, as well as significant areas of biologically valuable forests along them, and many lands that are important for Indigenous communities often located along the rivers. In areas where the rest of the forests were mostly cut down, spawning forest zones have become important repositories of biodiversity, and sometimes even the last remaining areas of pristine forests.

A significant part of the spawning forest zones is represented by intact forests that have never been exposed to intensive logging. In many regions, it is almost the only large category of forests that protects the remains of wildlife outside protected areas. Spawning forest zones, especially in the taiga forests, is a critical element of the environmental framework that supports the biological diversity and resilience of natural areas in general. Therefore, the role of these forests is not only to preserve valuable fish species, but in general to maintain a favorable environment in our country.

To date, most of the spawning forest zones adjacent to water bodies have a width of about 1 km. Their total area is 56.8 million hectares, i.e. 20.4% of the area of protected forests or 4.9% of the forest area of Russia. Part of this area should fall on much narrower water protection zones, but, firstly, narrow (50-200 m) water protection zones are not enough to protect the spawning grounds from the adverse effects of industrial logging, and secondly, unlike spawning forest zones, water protection ones in most cases are not properly allocated and are not taken into account.

In spawning forest zones clear cutting is prohibited, as well as construction (with some exceptions). At the same time, spawning forest zones continue to suffer from both selective logging and clear cuts carried out under the guise of pest and forest disease control, and the volume of these cuttings is constantly increasing. Therefore, the President of the Russian Federation issued an instruction based on WWF-Russia's appeal, which calls for a complete ban on industrial logging and the lease of forests for the purpose of logging in spawning forest zones and some other categories of forests.

Unfortunately, Federal Law No. 538-FZ of 27 December 2018 "On Amendments to the Forest Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation to Improve Legal Regulation of Acts on Conservation of Forests on Lands of the Forest Fund and Lands of other Categories" adopted in pursuance of this instruction, which will enter into force on 1st of July 2019, directly contradicts it. The law does not restrict logging in spawning forest zones, but also creates legal opportunities and prerequisites for a significant reduction in their total area of up to 10 times.

The main problematic part of this law is the new criteria for the assigning of forest areas to the category of spawning forest zones. Under this law the width of such spawning forest zones is reduced from 1 km on each bank of the river to 50-200 m. This is a critical reduction, which cannot be compensated by a new category of protected areas, fish protection zones. Fish protection zones have been officially approved so far only for six regions of the country, i.e. for the Republic of Adygea, the Republic of Altai, Altai, Amur, Astrakhan and Arkhangelsk Regions. However, even if they appear in all regions of Russia, with the existing spawning forest zones, in most cases they will coincide with much narrower water protection zones, which, as noted above, cannot save the spawning grounds of valuable fish species from the effects of industrial logging.

We believe that, given the lack of available timber resources in many regions of the country, the spawning forest zones in some regions will be logged in the near future. First, it threatens Arkhangelsk, Kirov, Irkutsk, Krasnoyarsk Regions, and the Komi Republic and the subjects of the Far Eastern Federal district, wh ere forests outside the spawning forest zones are most depleted by logging.

This will not only cause irreparable damage to forest ecosystems, but will also lead to deterioration of water quality and populations of Pacific salmon, Atlantic salmon, sturgeon, whitefish and other most valuable fish species. Thus, the new law is a direct threat to the food security of the country and the preservation of aquatic biological resources in general. Moreover, the consequences of the adoption of the law may directly affect the interests of millions of Russians engaged in recreational fishing, as the degradation of rivers will have a negative impact on the number of not only particularly valuable species of fish, but also on many others. There will be even less fish in rivers and lakes.

We note that any research that enables to clearly determine the width of spawning forest zones necessary for the effective conservation of water bodies and spawning grounds has not yet been carried out. Numerous appeals to the deputies of the State Duma of the Russian Federation and to the Ministry of Natural Resources and Environment of Russia to discuss the draft bill with scientists, public organizations and the Public Council at the Federal Agency for Fisheries were ignored. Appeals of environmental organizations to the President of the Russian Federation and the Federation Council with a request to reject the law adopted in the third reading and to send it back for revision were not satisfied either.

In this regard, we propose to take urgent measures that will reduce the negative environmental and socio-economic consequences of the adoption of the Federal Law No. 538-FZ of 27 December 2018, including:

  • to launch a wide expert and public discussion of the problem of spawning forest zones protection, including a joint meeting of the public councils of Federal Agency for Fisheries, Federal Forest Service and the Ministry of Agriculture of Russia, conducting relevant research on ecological functions of spawning forest zones, the assessment of relations between the state of forests, fish productivity, water regime of rivers and logging activities;
  • as a result of the discussion and research to amend the Forest Code, defining scientifically-grounded criteria for the establishment of spawning forest zones, which will ensure effective conservation of spawning grounds of valuable fish species;
  • before the adoption of science-based decisions about how to preserve the existing spawning forest zones (by establishing new criteria for their selection, transition into other categories of protected forests, the establishment of protected areas of fisheries, expansion of conservation areas, etc.) the Federal Forest Agency shall avoid any actions that could lead to a reduction in the area of spawning forest zones, and not to approve any proposals from the subjects of the Russian Federation to change their existing borders;
  • FSC-certified logging companies should comply with the currently existing borders and the regime of the spawning forest zones in the framework of the identification and preservation of high conservation value forests.

 20.03.2019

 

WWF-Russia and Greenpeace Russia Official Letters

Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Нерестоохранные полосы лесов и их значимость для сохранения ценных видов рыб

Позиция WWF России и Гринпис по нерестоохранным полосам лесов и их значимости для сохранения ценных видов рыб

В рамках Международного года лосося – 2019 мы обращаем внимание на значимость нерестоохранных полос лесов для сохранения ценных видов рыб и на угрозу, которая нависла над этими полосами.

Нерестоохранные полосы – специальная категория лесов, созданная в 1958 году для сохранения прибрежных зон водоемов, в которых нерестятся ценные и особо ценные виды рыб – лососевые, осетровые и др. Эти полосы защищают нерестовые реки от неблагоприятных последствий промышленных рубок: смыва почвы в воду, чрезмерных весенних паводков и уменьшения водности рек в летний период, заиливания нерестилищ. Только благодаря им еще сохранены многие важнейшие нерестовые реки, а заодно и значительные площади биологически ценных лесов вдоль них, и многие важные для коренных жителей таежных регионов угодья, часто располагающиеся именно вдоль рек. В районах, где остальные леса были в основном вырублены в эпоху "покорения природы", нерестоохранные полосы стали важнейшими хранилищами биологического разнообразия, а иногда даже последними сохранившимися участками дикой лесной природы.

Значительная часть нерестоохранных полос представлена первозданными лесами, никогда не подвергавшимися воздействию интенсивных лесозаготовок. Во многих регионах это практически единственная крупная категория лесов, защищающая остатки дикой природы вне особо охраняемых природных территорий. Нерестоохранные полосы, особенно в таежных лесах, – это важнейший элемент экологического каркаса, поддерживающий биологическое разнообразие и устойчивость природных территорий в целом. Так что роль этих полос состоит отнюдь не только в сохранении ценных рыб, но и в целом в поддержании благоприятной окружающей среды в нашей стране.

На сегодняшний день большинство нерестоохранных полос лесов, прилегающих к водным объектам, имеет ширину около 1 км. Их общая площадь составляет 56,8 млн га – это 20,4 % площади защитных лесов или 4,9 % площади лесов России. Часть этой площади должна приходиться на значительно более узкие водоохранные зоны, но, во-первых, узких (50-200 м) водоохранных зон недостаточно, чтобы защитить нерестилища от неблагоприятных последствий промышленных рубок, во-вторых, в отличие от нерестоохранных зон водоохранные в большинстве случаев должным образом не выделены и не учтены.

В нерестоохранных полосах лесов запрещены сплошные рубки, а также капитальное строительство (за некоторыми исключениями). При этом нерестоохранные полосы продолжают страдать как от выборочных рубок, так и от сплошных, проводимых под видом борьбы с вредителями и болезнями леса, и объемы этих рубок постоянно возрастают. Поэтому Президентом Российской Федерации в результате обращения WWF России было дано поручение, которое предусматривало полный запрет промышленной заготовки древесины и аренды лесов с целью заготовки древесины в нерестоохранных полосах и некоторых других категориях лесов.

К сожалению, принятый во исполнение этого поручения Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий», который вступит в силу 1 июля 2019 года, прямо ему противоречит. Закон не только не ограничивает рубки с целью заготовки древесины в нерестоохранных полосах, но и создает правовые возможности и предпосылки для значительного сокращения их общей площади – до 10 раз.

Основная проблемная часть этого закона – новые критерии для отнесения лесных участков к категории нерестоохранных полос лесов. В соответствии с ним ширина таких лесных полос сокращается с 1 км по каждому берегу реки до 50-200 м. Это критическое сокращение, которое не сможет компенсировать новая категория охранных территорий – рыбоохранные зоны. Рыбоохранные зоны официально утверждены пока только для шести регионов страны – для Республики Адыгея, Республики Алтай, Алтайского края, Амурской, Астраханской и Архангельской областей. Но даже если они появятся во всех регионах России, где сейчас есть нерестоохранные полосы, в большинстве случаев они совпадут с гораздо более узкими водоохранными зонами, которые, как уже отмечалось выше, не могут спасти нерестилища ценных рыб от последствий промышленных рубок.

Мы полагаем, что с учетом нехватки доступных ресурсов древесины во многих регионах страны утратившие защитный статус нерестоохранные полосы в некоторых регионах будут вырублены уже в ближайшее время. В первую очередь это угрожает Архангельской, Кировской, Иркутской областям, Красноярскому краю, Республике Коми и субъектам Дальневосточного федерального округа, где леса вне нерестоохранных полос в наибольшей степени истощены бесхозяйственными рубками.

Это не только нанесет непоправимый ущерб лесным экосистемам, но и повлечет за собой ухудшение качества воды, деградацию популяций тихоокеанских видов лосося, атлантического лосося (сёмги), осетровых, сиговых и других наиболее ценных видов рыб. Таким образом, новый закон является прямой угрозой для обеспечения продовольственной безопасности страны и сохранения водных биологических ресурсов в целом. Более того, последствия принятия закона могут непосредственно затронуть интересы миллионов россиян, занимающихся любительским рыболовством, поскольку деградация рек негативно скажется на численности не только особо ценных видов рыб, но и на многих других. Рыбы в реках и озерах станет еще меньше.

Мы отмечаем, что современные измерения, позволяющие четко определить ширину полос лесов, необходимую для эффективного сохранения водоемов и нерестилищ, в нашей стране пока не проводились и, как следствие, не учитывались при разработке закона. Для этого требуются дополнительные исследования экологических функций нерестоохранных полос лесов, оценки связей между состоянием лесов, рыбопродуктивностью, водным режимом рек и лесозаготовительной деятельностью.

Многочисленные обращения в Государственную Думу и в Минприроды России с требованием после первого чтения провести обсуждения законопроекта с учеными, общественными организациями и общественным советом при Федеральном агентстве по рыболовству были проигнорированы. Обращения природоохранных организаций к Президенту Российской Федерации и в Совет Федерации с просьбой отклонить принятый в третьем чтении закон и отравить на доработку также не были удовлетворены.

В связи с этим мы предлагаем принять срочные меры, которые снизят негативные экологические и социально-экономические последствия принятия Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ, в том числе:

  • организовать широкое экспертное и общественное обсуждение проблемы нерестоохранных полос лесов, в том числе совместное заседание общественных советов Росрыболовства, Рослесхоза и Минсельхоза России, проведение соответствующих научных исследований;
  • по итогам обсуждения и исследований внести в Лесной кодекс поправки, определяющие обоснованные критерии установления нерестоохранных полос лесов, которые будут обеспечивать сохранение нерестилищ ценных видов рыб;
  • до принятия научно обоснованного решения о том, каким образом сохранить существующие нерестоохранные полосы лесов (путем установления новых критериев их выделения, перевода в другие категории защитных лесов, образования рыбохозяйственных заповедных зон, расширения рыбоохранных зон и др.) Рослесхозу не предпринимать действий, способных привести к сокращению площади нерестоохранных полос лесов, в том числе не согласовывать предложения от субъектов Российской Федерации по изменению их существующих границ;
  • лесозаготовительным компаниям, сертифицированным по системе FSC, в добровольном порядке соблюдать действующие в настоящее время границы и режим нерестоохранных полос лесов в рамках выделения и сохранения лесов высокой природоохранной ценности.

20.03.2019 

Подробнее о значении нерестоохранных полос лесов: https://wwf.ru/upload/iblock/bb2/01.pdf

Официальные обращения WWF России и Гринпис


Помогите природе прямо сейчас!