

2019. Пастбищное лососеводство и искусственное разведение лососей на лососевых рыбоводных заводах (ЛРЗ)
Позиция WWF России по вопросам пастбищного лососеводства и искусственного разведения лососей на лососевых рыбоводных заводах (ЛРЗ)
Искусственное разведение лососевых, преимущественно тихоокеанских лососей,
на рыбоводных заводах относится к, так называемому, пастбищному лососеводству или
пастбищной аквакультуре (рыбоводству) (в соответствии со ст. 12 Федерального
закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «Об аквакультуре
(рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»; ст. 45 «Искусственное воспроизводство водных
биоресурсов» Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 26.11.2018) «О
рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»), при котором выращивание
рыбы происходит в искусственных условиях от оплодотворения до мальковой стадии
с последующим выпуском молоди в открытые водоемы для нагула, который ведется за
счет естественной кормовой базы. Родителей (производителей) для искусственного
оплодотворения в данном случае отлавливают в природных водоемах.
При искусственном разведении анадромных рыб (в т.ч. тихоокеанских лососей) используют лососевые рыбоводные заводы (ЛРЗ), на которых происходит искусственное оплодотворение, закладка инкубируемой икры, а полученную и подращенную молодь выпускают в реки, после чего она скатывается на стадии «покатника» или «смолта» в морскую воду, где в течение определенного периода происходит морской период ее нагула. По прошествии несколько лет взрослые, половозрелые рыбы совершают анадромную миграцию и возвращаются в реки для размножения, после которого погибают.
Одним из самых популярных, но не всегда оправданных (и далеко не дешевых), методов компенсации потерь местообитаний и восполнения численности тихоокеанских лососей в мире и на Дальнем Востоке России в частности является развитие системы ЛРЗ. В Северной Пацифике в настоящее время действуют более 600 ЛРЗ, из которых примерно половина приходится на Японию, около 300 находятся в Северной Америке и около 60 расположены на территории Дальнего Востока России. Ежегодный суммарный выпуск молоди составляет свыше 5 миллиардов особей. Это мощный фактор воздействия на природную среду и важный инструмент рыбного хозяйства. Однако, как показала практика, далеко не всегда ЛРЗ дают ожидаемый положительный эффект и даже, в силу различных причин, могут наносить ущерб природным популяциям лососей. Планирование строительства ЛРЗ осуществляется зачастую без учета последствий для природных, «диких» популяций лососей, состояния речных и прибрежных экосистем, эпизоотической обстановки, поэтому не всегда экологически и экономически обосновано. Нет системы постоянного мониторинга стад лососей и оценки емкости пресноводной и морской среды, недостаточно развиты программы мечения, учета возврата производителей и др. Оценка эффективности работы ЛРЗ зачастую проводится по оценке объемов закладываемой на инкубацию икры, количества выпускаемой молоди, но не основе оценки величины возврата производителей.
Недостаточно эффективная система управления и контроля лососевого промысла, массовое браконьерство на нерестовых реках, сокращение и ухудшение качества среды обитания — вот далеко не полный перечень антропогенных угроз тихоокеанским лососям Дальнего Востока России. В связи с этим особое значение сейчас приобретают вопросы долгосрочного сохранения, разумного использования водных биологических ресурсов и, прежде всего, сбережение наименее затронутых человеком, богатейших в мире по численности и биологическому разнообразию «диких» популяций лососей Дальнего Востока России и их мест обитания.
По мнению WWF России охрана естественных нерестилищ, путей анадромных миграций лососей, должна рассматриваться как наиболее приоритетное направление сохранения «диких» популяций лососей в сравнении со строительством новых ЛРЗ. К сожалению, в разрабатываемых ответственными государственными структурами руководящих документах («Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная приказом Федерального агентства по рыболовству от 30 марта 2009 г. №246; Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 и др.) этим вопросам не уделяется должное внимание.
Напротив, даже на ближайшую перспективу в предлагаемой Федеральным агентством по рыболовству «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» помимо прочих определены приоритеты и в «производстве продукции товарной аквакультуры (рыбоводства) и искусственном воспроизводстве водных биологических ресурсов». Они изложены в разделе 4 Стратегии – «Программе развития товарной аквакультуры (рыбоводства) лососевых пород рыб по технологии индустриального и пастбищного рыбоводства (Программа № 4 «Лососеводство»)». Для реализации данной программы в «части пастбищного лососеводства на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне до 2030 года будет введено в эксплуатацию не менее 20 новых заводов для выращивания и выпуска молоди кеты годовой мощностью по выпуску не менее 1,6 млрд. мальков, что обосновано стабильной нормой возврата зрелой рыбы после нагула и временем возврата. Совокупный дополнительный объем товарного изъятия составит не менее 100 тысяч тонн в год. Новые заводы будут размещены на территории Сахалинской области, Хабаровского края, Магаданской области, Камчатского края». Определены и прогнозируемые результаты реализации данной программы, в т.ч.: «…совокупный экономический эффект от реализации программы в виде дополнительного вклада в ВВП России к 2025 году составит 28,7 млрд. рублей, к 2030 году – 38 млрд. рублей; совокупный объем инвестиций до 2030 года составит порядка 80 млрд. рублей».
В то же время, в рамках Поддерживающих программ (раздел 6 Стратегии) отдельно выделена «Программа «искусственное воспроизводство водных биоресурсов» (подраздел 6.1). «К приоритетным направлениям искусственного воспроизводства водных биоресурсов относятся:
- восстановление и сохранение популяций ценных и особо ценных видов водных биоресурсов;
- поддержание устойчивой сырьевой базы рыболовства в пресноводных водных объектах и внутренних морских водах Российской Федерации;
- сохранение биологического разнообразия водных биоресурсов.
Для реализации программы требуется решить следующие задачи:
- усовершенствование технологии разведения водных биоресурсов, применяемых в настоящее время, для увеличения промыслового возврата воспроизводимых видов;
- разработка технологий разведения иных видов водных биоресурсов;
- совершенствование нормативно-методической базы искусственного воспроизводства и мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации.
От развития системы искусственного воспроизводства зависит стабильность уровня промысловых запасов и устойчивость ресурсной базы отечественного рыболовства.
Все это возможно справедливо для ВБР, воспроизводимых в рамках товарной аквакультуры, но совершенно не подходит к ситуации с сохранением запасов морских объектов промысла и анадромных рыб, таких как тихоокеанские лососи. Сохранению естественных мест воспроизводства, созданию эффективной системы мониторинга и охраны одного из крупнейших в мире «диких» запасов такого важного вида для промысла водных биоресурсов как тихоокеанские лососи уделяется гораздо меньше внимания, хотя в 2018 г. совокупный улов их в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил порядка 670 тысяч тонн. Таким образом, создается опасная иллюзия, что искусственное воспроизводство тихоокеанских лососей может заменить естественное.
Ошибочность этого подхода уже доказана мировым опытом. В рассматриваемой «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» практически отсутствуют такие широко применяемые понятия и подходы, как: устойчивое рыболовство и экосистемный подход к его осуществлению, принципы которого заложены в «Кодексе устойчивого рыболовства ФАО». WWF России совместно с другими природоохранными организациями, ранее уже указывал на угрозы, которые несут безудержное, нерегулируемое развитие пастбищного лососеводства.
Тем не менее, как показывает время, строительство ЛРЗ на Дальнем Востоке России продолжается (http://www.tia-ostrova.ru/news/ekonomika/164749/ - ссылка от 19.12.2018 г. «Первая очередь рыбоводного завода введена в эксплуатацию на Северных Курилах»). «Сейчас в Сахалинской области работает более 50 подобных предприятий, но этот завод на Парамушире – первый и пока единственный, который действует на Северных Курилах. Все остальные сосредоточены на Сахалине и южных островах Курильской гряды, сообщает ТИА "Острова". На новом предприятии, которое расположилось на реке Савушкина в семи километрах от Северо-Курильска, недавно заложили на инкубацию первые 17 млн. оплодотворенных икринок кеты. После сдачи второй очереди, которая намечена на декабрь будущего года, предприятие выйдет на полную мощность (до 50 млн. икринок) и войдет в тройку крупнейших ЛРЗ (лососевый рыбоводный завод) Сахалинской области».
Таким образом, WWF России считает, что:
1. Политика государства в первую очередь должна быть направлена на сохранение и устойчивое использование естественных запасов тихоокеанских лососей. Пастбищное лососеводство и их искусственное воспроизводство ни в коем случае не может и не должно подменять охрану важных местообитаний «диких» популяций тихоокеанских лососей, естественных нерестилищ, путей их миграций. Рыболовство и пастбищное разведение лососевых должно осуществляться на принципах устойчивого использования биоресурсов и широкого использованием положительного мирового опыта, для чего должны быть созданы все условия: от создания эффективной системы мониторинга и охраны водных биоресурсов до создания приоритета на рынке для лососевой продукции ответственных производителей.
2. WWF России поддерживает усилия Росрыболовства по поддержке отечественного производителя, по наведению порядка в рыбохозяйственном комплексе России, созданию прозрачных и понятных «правил игры» для рыбаков и владельцев ЛРЗ, для предприятий, занятых в переработке и торговле рыбопродукцией. Вместе с тем, WWF России считает, что принятие программных документов развития рыбохозяйственного комплекса страны должно осуществляться с привлечением более широких кругов общественности, широким использованием мирового опыта в сфере использования водных биоресурсов и в частности «диких» популяций тихоокеанских лососей.
3. WWF России обращает внимание государственных структур, ответственных за развитие рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, на необходимость разработки законодательных актов, регламентирующих вопросы проектирования, строительства и эксплуатации лососевых рыбоводных заводов – от стадии разработки рыбоводно-биологических обоснований (РБО) до получения устойчивых промысловых возвратов, заложенных в первоначальном проекте, которые должны быть подтверждены на практике.
4. Процесс выделения водных объектов для размещения новых лососевых рыбоводных заводов должен быть законодательно прописан и неуклонно соблюдаться. Необходимо провести сравнительный анализ вложения средств в охрану и восстановление естественных нерестилищ тихоокеанских лососей (по достижению оптимума их заполнения производителями) и провести расчет экономической эффективности существующих и планируемых для строительства ЛРЗ, при этом взяв за основу не показатели количества икры, закладываемой на инкубации, и планируемый выпуск подращенной молоди, а стоимость экономических вложений на выпуск 1 экз. молоди того или иного вида тихоокеанских лососей, на воспроизводство которых ориентирован ЛРЗ, а также коэффициент их промыслового возврата.
5. Проектирование и строительство новых ЛРЗ целесообразны только на тех водных объектах, где естественное воспроизводство лососевых подорвано или вовсе прекратилось. В связи с этим предлагается выделить районы (водные объекты), где будет действовать запрет на строительство новых ЛРЗ с приоритетом сохранения и восстановления естественного воспроизводства (Полный текст рекомендаций см. в публикации WWF: «Современные проблемы лососевых рыбоводных заводов ДВ»).
6. Необходимо разработать положение о межведомственном коллегиальном региональном органе, ответственном за рассмотрение и утверждение РБО, проектов строительства новых ЛРЗ и мониторинг их деятельности, включающем представителей государственных органов, отраслевых НИИ, ассоциаций рыбаков и общественных организаций.