18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ВСЕМИРНЫМ ФОНДОМ ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННЫМ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОГО ФОНДА ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Открыть новую версию сайта
Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

До 2017. Плотины

  1. Резюме

    На фоне катастрофического снижения биоразнообразия пресноводных экосистем[1] и очередного ускорения строительства плотин WWF выражает свое несогласие с созданием и эксплуатацией экологически небезопасных гидросооружений, которые не соответствуют принципам и критериям наилучших практик, признанным на международном уровне. WWF выступает за (1) отказ от гидростроительства на территориях с высокой природоохранной ценностью или с воздействием на таковые; (2) рассмотрение всех альтернатив до принятия решения о строительстве новых плотин; и (3) выбор наилучших вариантов управления существующими плотинами и разработки новых с применением принципов, инструментов и процессов, основанных на прозрачности и вовлечении всех заинтересованных лиц.

  2. WWF считает, что:

    Вода является основой жизни на Земле. Здоровые пресноводные экосистемы являются источником ресурсов и услуг, от которых зависит наше общество: еда, вода, энергия, экономическая деятельность и культурные ценности. В конечном счете наше благополучие зависит от того, как мы организовываем использование своих рек и запасов воды. WWF стремится достичь такого состояния мировых водных ресурсов, при котором будет обеспечена безопасность людей и природы, а пресноводные экосистемы, поддерживаемые свободным течением рек, будут здоровы и способны приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, без истощения предоставляя экосистемные услуги для развития человечества.

    Пресноводные экосистемы находятся под угрозой. Почти 60,000[2] существующих больших плотин уже нанесли существенный ущерб окружающей среде и обществу. Вместе с сопутствующими видами деятельности, такими как орошаемое земледелие и водоснабжение населения и промышленности, эти плотины сыграли главную роль в значительном снижении биоразнообразия пресноводных экосистем по всему миру[3], в основном за счет изменения режима стока и нарушения единства и связности речной системы. Кроме того, фрагментация речных систем бесчисленным количеством малых плотин в совокупности может произвести значительный эффект. Поскольку спрос на услуги, предоставляемые плотинами, особенно на орошение и выработку электроэнергии, растет, воздействие на пресноводные экосистемы становится все более ощутимым. Последствия изменения климата усугубляют эту ситуацию.

    Недобросовестные практики должны быть прекращены. Проектирование и эксплуатация множества плотин по всему миру до сих пор основываются на сомнительных экономических допущениях и не учитывают фундаментальных принципов устойчивого развития. Органы общественной политики, государственного планирования и управления должны гарантировать, что плотины выполняют широкий спектр общественно-значимых функций, в том числе обеспечивают защиту окружающей среды.

    Плотины могут выполнять важные для человеческого развития функции, такие как водоснабжение, орошение, производство возобновляемой электроэнергии, регулирование наводнений и засух, а также стимулировать экономическое развитие. По мере роста населения Земли решения о плотинах все чаще принимаются в контексте развития, и WWF признает, что дополнительные проекты высокотехнологичной и экологически безопасной водной инфраструктуры должны будут реализовываться. Тем не менее, мы глубоко обеспокоены ускорением строительства плотин и других объектов водохозяйственной инфраструктуры различных масштабов без должного учета социальных и экологических последствий.

    Человечество может уменьшить потребность в новых плотинах. Крайне важно, чтобы при оценке необходимости строительства плотины рассматривался весь комплекс имеющихся альтернатив. Переход к ответственному использованию воды и энергии может снизить потребность в новом гидростроительстве несколькими способами. Правительства должны уделять первостепенное внимание мерам по сокращению спроса на услуги, оказываемые плотинами, инвестировать в «естественную инфраструктуру» экосистем с низким уровнем воздействия и реконструировать и усовершенствовать существующие плотины. Следует избегать использования подходов, наносящих вред окружающей среде.

    Положительный опыт существует и должен применяться. Процесс принятия решений по стратегиям, планам и проектам должен быть прозрачным и включать всех заинтересованных лиц, а управление должно быть эффективным. Необходим сбор разносторонней информации и инструментов для использования при принятии решений, их обосновании, при выборе места, при разработке и реализации проектов. Чтобы общественные решения были рациональны в долгосрочной перспективе, требуется принимать их на основе комплексной оценки возможностей и потребностей, бассейнового планирования и управления, соответствующего законодательства и признания значимости экосистемных услуг и необходимости стимулирования способности природных комплексов к их производству. Мы будем вынуждены идти на компромиссы таким образом, чтобы сохранять жизненно важные пресноводные системы и процессы, от которых зависит население. Обеспечивая экологический сток и связанность экосистем, можно существенно снизить наносимый им ущерб и восстановить деградировавшие реки.

  3. WWF рекомендует:

    Для того чтобы гарантировать, что плотины не строятся на территориях высокой природоохранной ценности и не воздействуют на них, что они строятся только после полного рассмотрения альтернатив, при поддержке заинтересованных лиц и в местах, где гидростроительство наносит наименьший вред, и что выгоды от существующих плотин повышены, WWF рекомендует согласованные действия, направленные на:

    • усовершенствование процесса принятия стратегических решений, касающихся работы плотин, мест их расположения и сопутствующей инфраструктуры;

      В процессе принятия решений по строительству и эксплуатации плотин:

      … должен быть учтен весь спектр имеющихся альтернатив. Как правило, существует несколько вариантов снабжения населения водой, едой и электроэнергией в необходимых объемах. Приоритет должен отдаваться мерам, не допускающим нанесение экологического ущерба за счет регулирования спроса и повышения ресурсоэффективности, а также усовершенствованию существующих гидросооружений и рассмотрению альтернативных вариантов. Планирование новой инфраструктуры должно быть последним средством.

      … необходимо следовать принципам ответственного, подотчетного и эффективного управления. Стратегии, планы и проекты, касающиеся водной инфраструктуры, должны рассматриваться с помощью прозрачных многокритериальных подходов с участием всех заинтересованных лиц, в частности местного населения, которое будет затронуто при реализации проекта. Особое внимание нужно уделять коренным народам и уязвимым группам населения. Тщательно изучив мнения и ограничения сторон, можно будет прийти к консенсусу и продуктивному диалогу, пониманию рисков и возможных последствий, а также разработать необходимые меры по расширению возможностей, предотвращению ущерба, защите от негативного влияния и смягчению последствий. Правительства должны установить прочные правовые и институциональные рамки, чтобы обеспечить соответствие стратегической экологической и общественной оценки, планирования и реализации проектов передовым методикам, сформулированным в принципах Всемирной комиссии по плотинам. Принимая во внимание высокие ставки, существующие в таких зачастую масштабных проектах, общественное и корпоративное управление должно быть направлено на обеспечение высокого уровня добросовестности и подотчетности.

      … следует искать возможности использования естественных альтернатив инфраструктуре. Необходимость в создании новых инженерных инфраструктурных мер защиты и затраты на них можно свести к минимуму с помощью использования услуг, предоставляемых естественными экосистемами, таких как задержание стока поймами, регулирование наводнений и засух, восстановление водно-болотных угодий и управление водосбором с целью удержания воды, обеспечение устойчивости экосистем бассейна к изменению климата.

      … необходимо соблюдать осторожность. Плотины могут эксплуатироваться веками, вложения в них будут заблокированы в течение длительного периода времени, а их воздействие на общество и окружающую среду весьма значительно. При планировании нужно руководствоваться принципом разумной предосторожности, учитывать неопределенность гидрологических, социальных и политических факторов, возникающих вследствие изменений климата, экономических прогнозов и решений, принимаемых обществом, и создавать систему гибкого управления на основе результатов мониторинга.

      … необходимо опираться на надежные стратегические экологические и социальные оценки, подготовленные с использованием всей доступной информации и современных методов научного анализа, принимая во внимание неопределенность и адаптивность гидрологического режима, текущие и будущие сценарии изменения климата, совокупное воздействие всех видов водопользования и водопользователей, а также значение экологических требований и предоставляемых экосистемных услуг. Такие оценки должны быть проведены на уровне соответствующего речного бассейна или региона с соблюдением принципов включенности и прозрачности. Это является необходимым условием для принятия решений, их обоснования, выбора подходящего места размещения, проектирования и реализации проектов.

      … необходимо проводить оценку важного экологического капитала. Пресноводные экосистемы высокого экологического значения должны получить постоянный уровень защиты от негативного воздействия плотин, в том числе от последствий в верхнем и нижнем бьефе. Это могут быть территории, реки или участки рек, имеющие высокую природоохранную ценность с точки зрения биоразнообразия, экосистемных услуг при будущих негативных изменениях факторов среды, например климата. Следует избегать строительства плотин на главном русле или крупных притоках, имеющих большую экологическую значимость. К типичным зонам, в которых недопустимо строительство плотин, относятся особо охраняемые природные территории (ООПТ) регионального, национального и международного уровня (например, Рамсарские территории, объекты Всемирного наследия) и территории проживания коренных народов. Многие запретные зоны не имеют официального защитного статуса, поэтому государственные органы должны обеспечить их выделение и охрану. Оценивая экологический капитал, необходимо учитывать связанность как внутри речной системы, так и между областями высокой природоохранной ценности.

    • усовершенствование процедур планирования, финансирования, строительства и реализации отдельных проектов и разработок.

      При разработке отдельных проектов:

      … следует придерживаться иерархии минимизации негативных последствий и рисков. Воздействие плотин на окружающую среду и общество, а также соответствующие риски нужно избегать и минимизировать путем адекватного выбора местоположения плотин, их проектирования, строительства и эксплуатации. Последствия и риски, которых невозможно избежать и минимизировать, должны быть смягчены. Компенсационные выплаты и мероприятия[4] могут применяться к остаточным последствиям и рискам только в тех случаях, когда исчерпаны все возможности по предотвращению, минимизации и смягчению последствий гидростроительства.

      … необходимо тщательно анализировать долгосрочные последствия. На данный момент многие проекты реализуются на основе краткосрочных или стационарных гидрологических и климатических предпосылок и сомнительных экономических допущений. Они мотивированы личной выгодой или политической конъюнктурой и нарушают основные принципы устойчивого развития.

      Проектируемые плотины, экологические и социальные издержки от строительства которых превышают выгоды от производимых ими услуг, не должны строиться. Существующие плотины, экологические и социальные издержки от эксплуатации которых превышают выгоды от их услуг, необходимо идентифицировать и исследовать возможности их улучшения или демонтажа, например, с помощью повторного лицензирования. Вывод из эксплуатации и демонтаж устаревших плотин может быть вполне реальной возможностью восстановления речных экосистем.

      … экологический сток должен быть приоритетом. Признавая сток ключевым фактором здоровья речного бассейна, WWF призывает проектировать и эксплуатировать все новые и существующие плотины с учетом режима экологического стока. Под экологическим стоком понимаются «количественные, качественные и временные параметры стока, необходимые для поддержания пресноводных и эстуарных экосистем, а также жизнеобеспечения и благополучия людей, от них зависящих»[5]. На практике экологический сток будет имитировать естественный гидрологический режим. Кроме того, WWF призывает при разработке и эксплуатации новых и существующих плотин поддерживать и восстанавливать связанность речной системы.

      … должно осуществляться постоянное совершенствование. Владельцы, работники и регулирующие органы должны идентифицировать плотины, экологическая и социальная эффективность которых может быть повышена по мере развития технологий, науки и знаний. Появляется все больше возможностей для капитального ремонта, переоборудования и модернизации существующих плотин, что позволяет продлевать срок эксплуатации водохранилищ, повышать качество предоставляемых плотинами услуг, а также снижает потребность общества в новом гидростроительстве.

  4. WWF готов работать с правительствами, международными организациями, местными сообществами, бизнесом и наукой для того чтобы:

    … добиться такого состояния мировых водных ресурсов, при котором будет обеспечена безопасность людей и природы, а пресноводные экосистемы, поддерживаемые свободным течением рек, будут здоровы и способны приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, неистощительно предоставляя экосистемные услуги для развития человечества.[6]

    … идентифицировать важные или критически важные природные активы и речные системы высокой природоохранной ценности и установить приоритетность на их защиту от строительства плотин. WWF задействует свои значительные научные, местные, региональные и глобальные ресурсы, партнеров и связи, чтобы поспособствовать идентификации, ранжированию и защите природного пресноводного капитала, предоставляемых им экосистемных услуг и зависимых от него территориальных экосистем.

    … стимулировать процессы стратегического планирования. WWF будет продолжать содействовать развитию стратегий и планов по развитию сфер водопользования, энергетики и сельского хозяйства и стремиться к повышению их экологической эффективности. Мы работаем на основе сотрудничества и диалога, развиваем местный потенциал и партнерства, разрабатываем стандарты и инструменты для принятия решений, а также проводим мониторинг и оценки.

    … противодействовать тем плотинам и сопутствующим им стратегиям, планам или регламентам, которые нарушают принципы устойчивого развития, признанные на международном уровне. Кроме того, WWF будет бороться с деградацией, уменьшением размеров и ликвидацией существующих ООПТ и нарушением прав человека, особенно коренных народов и уязвимых групп населения.

    … принимать меры с целью минимизации воздействия и максимизации выгод от существующих плотин, а также снижения спроса на новые плотины. WWF будет продолжать отстаивать необходимость усовершенствования оперативного управления экологическими выгодами на существующих плотинах путем создания соответствующих стратегий, планов и регламентов. Это может включать в себя осуществление экологических попусков, ремонт оборудования, модернизацию, восстановление связанности экосистемы и демонтаж опасных или устаревших плотин.

    … принимать во внимание надлежащие практики экологической устойчивости. Мы требуем, чтобы гидроэнергетические проекты — как существующие, так и планируемые — соответствовали международным стандартам и критериям устойчивого развития, сформулированным Всемирной комиссией по плотинам в Методике оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития (англ.: Hydropower Sustainability Assessment Protocol).

    … стимулировать применение надлежащих практик путем усовершенствования стандартов и регламентов, целевых ориентиров, охранных политик и критериев кредитования. WWF призывает к применению стратегического бассейнового планирования для гидростроительства[7], использованию подходов и стандартов рационального водопользования[8] и оценке водных рисков[9]. WWF поддерживает повсеместное принятие Методики оценки соответствия гидроэнергетических проектов критериям устойчивого развития[10] и сохранение ее целостности и независимости. WWF будет периодически оценивать такие практики и подходы с целью повышения их эффективности.


[1] Индекс живой планеты (TheLivingPlanetIndex, LPI) для пресноводных экосистем, который измеряет тенденции изменения численности тысяч популяций позвоночных видов, показывает снижение на 76% за период с 1970 по 2010 год.

[2] Всемирный реестр плотин от 2014 года включает в себя 58 266 плотин. Основным требованием для включения в реестр является отметка гребня плотины не менее 15 метров.

[3] Доклад WWF «Живая планета 2014»

[4] Позиция WWF по компенсации ущерба биоразнообразию

[5] Брисбенская декларация, 2007

[6]Пресноводная стратегия WWF на 2015—2020 гг.

[7] Например, Алгоритм общебассейновой оценки устойчивости развития гидроэнергетики (RapidBasin-wideHydropowerSustainabilityAssessmentTool, RSAT) или Основополагающие принципы устойчивой гидроэнергетики (GuidingPrinciplesonSustainableHydropower), подготовленные Международной комиссией по охране реки Дунай

[8] Например, Стандарт Альянса по рациональному использованию водных ресурсов

[9] Фильтр водных рисков (WaterRiskFilter)

[10] www.hydrosustainability.org


Помогите природе прямо сейчас!