Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

2020. Санитарные рубки

Позиция WWF России по санитарным рубкам

Согласно нормативам, санитарные рубки представляют собой рубку погибших или поврежденных лесов, то есть мероприятия, направленные на предотвращение распространения вредных организмов. Однако на практике санитарные рубки часто используются лишь как механизм, позволяющий обходить различные запреты и ограничения на заготовку древесины, в том числе в защитных лесах и на особо охраняемых природных территориях, с выходом за рамки разрешенных объемов или способов заготовки.

На санитарные рубки приходится около 1/7 от всего учтенного объема ежегодно заготавливаемой в России древесины. Согласно данным официальной статистики[1], за период с 2009 г. по 2018 г. включительно выборочными и сплошными санитарными рубками заготавливалось в среднем 28,7 млн куб. м древесины в год при среднем объеме учтенной заготовки древесины за тот же период 200,5 млн куб. м в год.

Опыт работы WWF в разных регионах России показывает, что главным мотивом к назначению санитарных рубок является именно желание заготовить древесину в тех лесах или теми способами, которые в норме для этих лесов недопустимы, в том числе в силу законодательных ограничений. Выборочные санитарные рубки чаще всего имеют форму приисковых (выборки лучших с хозяйственной точки зрения деревьев), и их проведение часто ведет к ухудшению санитарного состояния лесов, снижению продуктивности и деградации. Сплошные санитарные рубки чаще всего ничем не отличаются от обычных рубок главного пользования - с той лишь разницей, что при их проведении часто не учитываются ограничения, связанные с природоохранными или социальными функциями леса. Даже если все разрешительные документы на санитарные рубки оформлены правильно, при полевых проверках часто выявляются грубые нарушения российского законодательства. Случаи, когда санитарные рубки проводятся добросовестно и качественно, бывают, но не являются общей практикой. Так, в Иркутской области по обращениям WWF отменялось до 80% актов лесопатологического обследования[2], а полевые проверки WWF на Дальнем Востоке, Алтае и Кавказе подтверждали многочисленные нарушения уже при проведении рубок леса[3]. Более подробно проблема разбирается в ряде публикаций WWF России[4].

Высокий уровень криминализации санитарных рубок отмечается в том числе правоохранительными органами: среди поводов для громких уголовных дел, информация о которых публикуется следственными органами, необоснованные санитарные рубки устойчиво занимают одно из первых мест.

При этом древесина, заготавливаемая в результате санитарных рубок, за редкими исключениями приобретается потребителями и экспортерами наравне с древесиной от любых других рубок, и поступает в том числе к тем переработчикам, которые стремятся быть законопослушными и ответственными, например, действующими в рамках добровольной лесной сертификации и международного законодательства о противодействии незаконным рубкам.

В связи с этим, WWF России полагает, что существует очень большой риск того, что древесина, полученная в ходе сплошных или выборочных санитарных рубок на территории Российской Федерации, может быть заготовлена с грубыми нарушениями требований действующего законодательства, то есть незаконно.

WWF России считает, что такие рубки наносят существенный экологический ущерб, так как обычно затрагивают леса наибольшей природоохранной ценности, приводят к экономическим потерям, поскольку плата за такой вид рубок значительно ниже, чем при проведении рубок для целей заготовки древесины, а также создают угрозу ухудшения санитарного состояния лесов, подрывают престиж служб, ответственных за защиту леса от вредителей и болезней, и в целом всего лесного сектора России.

Необходимо также отметить, что проблемы, характерные для выборочных санитарных рубок (выборка лучших с хозяйственной точки зрения деревьев, ведущая к ухудшению санитарного состояния лесов, снижению их продуктивности и деградации), могут быть характерны и для рубок ухода, проводимых в спелых и перестойных насаждениях.

WWF России также считает, что проблемные аспекты санитарных рубок в России должны обязательно учитываться при аудите поставок древесины в рамках систем добровольной лесной сертификации, в том числе FSC, или подтверждения легальности происхождения древесины (в том числе в рамках выполнения требований Европейского регламента по древесине 995/2010 и закона Лейси).

Учитывая вышеизложенное, WWF России призывает органы государственной власти, лесопользователей и организации добровольной лесной сертификации приложить максимум усилий для скорейшего и полного искоренения практики использования санитарных рубок для любых других целей, кроме реального предотвращения распространения вредителей и болезней леса и вырубки погибших участков лесов, а именно:

органы государственной власти:

  • усилить контроль за назначением и проведением санитарных рубок, усилить персональную ответственность лесопатологов за качество подготовки актов лесопатологических обследований, а сотрудников органов управления лесами, составляющих акт осмотра лесосеки после проведения санитарной рубки, – за оценку качества проведения рубки и достоверность сведений, указанных в акте осмотра;
  • разработать и внедрить цифровую форму акта лесопатологического обследования, с обязательным бессрочным хранением всех актов в централизованной базе данных и возможностью их свободного скачивания в формате открытых данных;
  • обязать выкладывать в открытый доступ на сайтах региональных органов государственной власти все акты осмотра лесосек санитарных рубок.

всех ответственных лесопользователей: отказаться от необоснованного и нарушающего действующее законодательство назначения и проведения санитарных рубок, а также рубок ухода в спелых и перестойных насаждениях;

всех ответственных потребителей и переработчиков древесины: отказаться от приобретения древесины, заготовленной при проведении санитарных рубок, а также рубок ухода в спелых и перестойных насаждениях, без организации тщательной полевой проверки их законности.

Лесной попечительский совет (FSC): внедрить специальные меры по обеспечению обязательного контроля легальности санитарных рубок, древесина от которых поступает в FSC-сертифицированные цепочки поставок, и закрепить эти меры в нормативной базе FSC. Контрольные меры должны включать обязательную камеральную и полевую проверку обоснованности проведения санитарной рубки и отсутствия нарушений при ее проведении. В ходе камеральных и полевых работ необходимо:

  • удостовериться в наличии акта ЛПО;
  • удостовериться, что место проведения санитарной рубки соответствует информации, заявленной в акте ЛПО;
  • проверить соответствие породного состава и запаса вырубленного древостоя по документам и в реальности;
  • сравнить данные акта ЛПО, в котором указываются сведения о повреждении древостоя, и данные ведомостей перечета деревьев;
  • проверить назначение по категориям состояния;
  • проверить остаточную полноту;
  • проверить обращение с порубочными остатками на соответствие с Правилами санитарной безопасности в лесах;
  • принять иные меры, необходимые для проверки легальности проведения санитарной рубки.

До разработки и внедрения мер, которые позволят минимизировать риск попадания в цепочки поставок нелегальной древесины с санитарных рубок, WWF России рекомендует FSC-сертифицированным компаниям либо внедрить собственные меры контроля легальности, либо полностью отказаться от использования древесины, полученной в ходе санитарных рубок.




Помогите природе прямо сейчас!