We want the WWF site to be comfortable and interesting for you. We work with web analytics to become better. Cookies are used to collect analytical data. All information is completely confidential and is never passed on to third parties. Confirm your agreement with the policy regarding cookies or learn more about the technology.
Accept
What we do
Regions
Премия рунета 2017
Taiga for all
Everything about the creation of the Dvinsky reserve

On October 1, 2019, the Government of the Arkhangelsk Region adopted a resolution on the establishment of Regional Dvina-Pinega Landscape Reserve. The new protected area which WWF-Russia and other environmental organizations have been working for more than 17 years to secure, will protect 300 000 hectares of rapidly disappearing Northern taiga, the last large array of intact forests in Europe. Intact forests are rapidly disappearing with experts estimating that Russia could lose them all in about 80 years if they are not protected. In Arkhangelsk Region this could happen even within several decades.

The new reserve is located between the Northern Dvina and Pinega rivers, within the territory of Vinogradovsky, Verkhnetoemsky, Pinezhsky and Kholmogorsky districts of Arkhangelsk region. 

It is difficult to overestimate the importance of these intact forests as they were remaining untouched by logging and infrustructure building for several thousands years. They play a critical role in ensuring the quality of the environment: regulate climate and air purifying, reduce the concentration of greenhouse gases in the atmosphere, protect against floods and soil destruction, guard the sources of rivers and lakes.

10% of salmon spawning rivers in Arkhangelsk Region originate or flow in the territory of the reserve, and the whole salmon population depends on the purity of these rivers. These forests have a highly diverse flora and fauna. You may find here such traditional inhabitants of the taiga as brown bear, wolf, lynx, wolverine, moose. There are many rare species listed in the Red book among them such as flying squirrel, erne, eagle-owl, osprey, white-tailed eagle. Dvinsky forest landscape is one of the last refuges for wild forest reindeer. Its population in the region is on the verge of extinction due to poaching and habitats destruction. 

For local communities, this taiga is an important source of livelihood as it is a hunting, fishing and gathering place for many. The new protected area status of this forest zone will ensure that these communities get to enjoy these benefits for generations to come. Only intensive activities, like industrial logging, are not permitted in the reserve area.

The establishment of the reserve was preceded by significant field efforts, the identification of flora and fauna, rare species, designing the project, and coordinating the borders with the timber industry and the authorities.

HISTORY OF THE RESERVE ESTABLISHMENT:

The scientists from the Institute of Ecological Problems of the North of the Ural Branch of Russian Academy of Sciences first highlighted  the ecological value of this territory in the early 2000s. From 2003 to 2009, WWF-Russia organized several expeditions to the Dvina-Pinega watershed. Scientists, forestry specialists, ecologists from Arkhangelsk, Moscow and St. Petersburg took part to study the area comprehensively. In 2008, the reserve was officially included into the Forest Plan of Arkhangelsk Region, and in 2011 it was included into the regional Territorial Planning Scheme.

In 2013, the project of the reserve establishment successfully passed and was approved by the State Ecological Expertise. The negotiations between the environmental organizations, e.g. WWF-Russia and Greenpeace, and regional timber companies to agree upon the borders of the reserve lasted for six years. Based on a balance of environmental, social and economic interests, the FSC voluntary forest certification was a powerful tool in finding a compromise. Finally, in April 2018, all the stakeholders reached a compromise which resulted in the signing of an agreement outlining the borders of the reserve.

In 2018-2019, additional studies were carried out, and the updated ecological and economic justification passed the state ecological expertise and approval in the Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation. On October 1, 2019, the government of Arkhangelsk Region adopted the reserve establishment resolution.

A significant contribution will be Dvinsky Forest Landscape Stewardship Initiative to be launched by WWF-Russia in 2020, which will take into account the landscape approach for the integrated development of the territories. This will draw on international support from the  Living European Rivers and the Bankable Water Solutions, a WWF initiative that aims to support and finance solutions for the world’s most biodiverse landscapes.

Открыть новую версию сайта
Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Зеленая экономика
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017
Тайга для всех
Всё о создании Двинско-Пинежского заказника

1 октября 2019 года на заседании Правительства Архангельской области принято постановление о создании регионального ландшафтного заказника «Двинско-Пинежский». Новая особо охраняемая природная территория, за создание которой WWF России и другие природоохранные организации боролись более 17 лет, позволит защитить 300 000 гектаров стремительно исчезающей северной тайги – последний крупный массив первозданных лесов в Европе. Первозданные леса стремительно исчезают – уже через 80 лет Россия может утратить их все, а в Архангельской области это могло бы произойти уже через несколько десятилетий.

Заказник расположен в междуречье Северной Двины и Пинеги, в верховьях их крупнейших притоков – Юлы, Выи, Покшеньги, Пишьгиши и Пукшеньги, на территории четырех районов области: Виноградовского, Верхнетоемского, Пинежского и Холмогорского. 

Эти первозданные леса необычайно ценны потому, что до сих пор не были серьезно затронуты рубками и строительством инфраструктуры и оставались неизменны на протяжении нескольких тысяч лет. Они играют важнейшую роль в обеспечении качества окружающей среды: регулируют климат, очищают воздух и уменьшают концентрацию парниковых газов в атмосфере, оберегают истоки рек, защищают от наводнений и разрушения почвы.

Здесь берут свое начало или протекают не менее 10% от всех семужье-нерестовых рек области, от чистоты которых во многом зависит состояние всей популяция семги – атлантического лосося.  Из обычных обитателей тайги здесь можно встретить бурого медведя, волка, рысь, росомаху, лося. Немало тут и редких видов, занесенных в Красную книгу, среди которых белка-летяга, беркут, филин, скопа, орлан-белохвост. Леса междуречья — одно из последних прибежищ для дикого северного оленя, популяция которого в регионе находится на грани исчезновения в результате браконьерства и уничтожения мест обитания.

Жители лесных поселков активно используют недревесную продукцию лесов, занимаясь охотой, рыбалкой, сбором грибов, ягод, лекарственных растений. Режим заказника позволит жителям по-прежнему вести это традиционное природопользование. Запрещены будут лишь разрушающие лесные экосистемы виды деятельности, такие как промышленная заготовка древесины.

Созданию заказника предшествовала огромная работа по изучению территории, определению флоры и фауны, редких видов, подготовке проекта, согласованию границ с лесопромышленниками и органами власти.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЗАКАЗНИКА:

Впервые внимание на ценность этой территории обратили ученые из Института экологических проблем Севера Уральского отделения РАН в самом начале 2000-х годов. С 2003 по 2009 год WWF России организовал несколько экспедиций по комплексному изучению территории, в которых приняли участие ученые, специалисты по лесному хозяйству, экологи из Архангельска, Москвы и Санкт-Петербурга. В 2008 году заказник был официально включен в Лесной план Архангельской области, а в 2011 – в региональную Схему территориального планирования.

В 2013 году проект заказника получил одобрение государственной экологической экспертизы. Шесть лет длились сложные переговоры между WWF России, Гринпис России и лесопромышленными компаниями по согласованию границ заказника. Эффективным инструментом в поиске компромисса стала добровольная лесная сертификация по схеме FSC.  Лишь в апреле 2018 г. всем заинтересованным сторонам удалось договориться и подписать соглашение о сохранении 300 тысяч гектаров. Это именно тот компромисс, который позволит сохранить наиболее ценную часть массива и в то же позволит лесопромышленным предприятиям продолжать работу.

В 2018-2019 гг. проведены дополнительные исследования, обновленное эколого-экономическое обоснование прошло государственную экологическую экспертизу и согласование в министерстве природных ресурсов Российской Федерации. 1 октября 2019 года на заседании Правительства Архангельской области было принято постановление о создании заказника.

Для сохранения статуса заказника и достигнутого баланса интересов потребуется дальнейшая совместная работа бизнеса, природоохранных организаций и органов власти. Существенным вкладом в это станет планируемый к запуску уже в 2020 году инновационный проект WWF России, который будет учитывать ландшафтный подход при комплексном развитии региона.

Карта-схема Движско-Пинежского заказника

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда. 
Двинско-Пинежский заказник
Увидеть лес
Смотреть фильм о Двинско-Пинежской тайге
Документ
Краткая версия экологического обоснования создания заказника
Статья
«Тайга для всех»
Ответы на часто задаваемые вопросы
Двинско-Пинежский заказник: сохранение природы для блага людей
Карты Двинско-Пинежского заказника