We want the WWF site to be comfortable and interesting for you. We work with web analytics to become better. Cookies are used to collect analytical data. All information is completely confidential and is never passed on to third parties. Confirm your agreement with the policy regarding cookies or learn more about the technology.
Accept
What we do
Regions
Премия рунета 2017

Main achievements of the project

Land allocation for new territory of Tigrovaja Balka zapovednik finalized (it took 5 years -although decision of the Government was signed in 2007! — because of permanent rotations of administration) — so that total strictly protected legally increased on 11 th. ha (61456 ha total). Buffer zone regime introduced in the area of 100 th.ha.

System for proper sustainable management for the Econet cluster established In order to prepare a Management Plan a lot of data was collected and analyzed, intermediate reviews and recommendations prepared. Maps, summarizing those data and recommendations combined in a separate publication (Tigrovaja balka zapovednik in the surrounding environment).

Management Plan for Econet cluster includes the Tigrovaja Balka zapovednik as core area and all surrounding territories ecologically connected with it (about 200 th. ha total). Previously only separate MPs existed for particular protected areas, Econet cluster Management Plan Management Plan of the Projected Area, Tigrovaja balka and surroundings. is an innovative elaboration, which includes both MPs of protected areas and plans of sustainable ecologically-friendly economical development in ecological corridors and buffer zones.

For the practical implementation of MPs special regional council (Permanent Committees) established with high level participation of National and regional Government — Chairman of the State Committee for environment conservation and oblast governor participate in it; environmental, land- and resource-use management authorities, scientists, NGOs, etc. In spite of delays this was done — and we consider it to be a serious achievement of the project.

Tigrovaja Balka’s ecosystem problems started with the construction of Nurek dam (brake of natural regime of water supply -absence of floods). Thanks to the project activities cjmpleted by national specialists, water level of the lakes increased up to 2 m, monitoring proves that it is stable already for 3 years; salinity significantly decreased and the situation is comparable with natural in 1970-th. Following activities (periodic clearing of minor canals from overgrowth) and handed over to the trained staff of the reserve, necessary equipment provided. Needs of the regional water supply (both for ecosystems and agriculture) are included in the demands of water regulation in connection with the construction of Rogun hydropower station.

Ecosystems restoration is on-going — 100 ha of saxaul forests planted in new protected deserts — and majority of those plantations successfully developing. Poplar restoration on-going in 2 sites/ Population growth of bukhara deer proved by various methods of monitoring (exceeds now 140–160 animals) thanks to ecosystems restoration and better protection. The population of goitred gazelles was very small — under a real threat of extinction. Additional 16 goitred gazelles were reintroduced in the deserts of the reserve, population is well developing. It is very interesting, that in Tigrovaja balka gazelles use not only deserts as habitats, but open riparian forests, bordering with the desert, and watering places inside the forests (which were cleaned during the project). That is one of the major reasons for gazelles not to suffer seriously from the droughts of 2010 and 2011 and it increased from 30 to — 70–80 animals.

Protection of the reserve seriously improved — e.g. anti-poaching control. In 2011, the competent and experienced director was replaced by someone promoted by the local authorities, who allowed violations of the reserve regime. However, in 2012 NGOs, including WWF, managed to bring back the old director and the situation improved again.

Small grant programme (11 grants provided to local communities, mostly close to the border of the reserve) allowed to introduce best management practices- sustainable forms of irrigation; to install alternative forms of energy consumption — biogaz. A lot of famers are trained to use these methodologies during «farmer’s cources», the models are developed /successfully replicated.

Analysis of the various nature resources management practices is summarized in publications, prepared by the project (Sustainable management of water and soil resources in Amudaria basin)as well as results of the implementation of the best models, established in the frame of the Small Grant Programme of the project (Water- and soil-saving technologies — as a tool for sustainable use of nature resources and ecosystem conservation in Amudaria basin and Tigrovaja balka reserve).

This resulted in an important decrease of pressure on the ecosystems of the reserve (illegal logging for domestic needs). Social demand in wider replication is very strong; some replication is spontaneously initiated with own resources of farmers; the ideas handed over to the government and other donor agencies. Wider replication of this experience could be of key importance.

Monitoring system established and handed over to the PA department and Academy of sciences of Tajikistan. Field station for the scientists (for monitoring observations) two flour house, 14 rooms — completely rebuilt.

Technical support to the reserve provided, although not all gaps covered. We started with various equipment to rangers (bicycles, cameras, binoculars, sleeping bags, mosquito nets, rubber boots, spades, scythes, inflatable boats), tractor, reparation of fire-engine, tracks and other carriers, gas and spare details, sets of fire-protection equipment, sun-batteries for rangers stations, rotor equipment for clearing canals from boats, computer, printer and other office equipment, etc.

Serious attention was paid for awareness raising, capacity building and legal support. It is very important that our legal improvement activities were supported by national specialists and Parliament and resulted in a complete revision of water legislation — 4 new by-laws officially approved by the Parliament and government of Tajikistan. New by-laws are prepared and published in cooperation and with the support of our project: Water code and by-law of the Republic of Tajikistan on regulation of water management and protection of water resources Normative document on regulation of water resources use, management and protection in the Republic of Tajikistan.

The new legislation provides a legal base for sharing water for agriculture and ecosystems, protection of buffer zones along water bodies, etc.

Nine education centres established in cooperation with OSCE on the base of regional NGOs in the regions, surrounding the reserve, equipped (full sets of office equipment and necessary furniture provided for each of them), staff trained, information materials provided. The centers are operational and very active. Various forms of trainings for different groups of stakeholders conducted. As a result — awareness seriously raised — thousands of various stakeholders passed through various trainings and practical actions. Training modules developed — summarizing the experience of ecological education activities and various trainings and presented in a special publication for wide replication of the experience: Methodological manual for ecological education of various stakeholders on careful attitude towards especially valuable nature areas.

Exhibition of the nature museum of the reserve designed by specialists of the Moscow Darvin’s museum, and now presents wide range of information (20 posters) cumulated by scientists of Tajikistan.

A special publication with detailed information about the reserve prepared for 70-th anniversary of the eldest zapovednik of Tajikistan: 70-year anniversary of Tigrovaja balka zapovednik.

Special work with mass media (e.g. competitions of ecological journalism, development of textbooks for press, internet, radio and TV on ecological journalizm) allowed attracting special attention to ecological problems of Tajikistan, problems of protected areas and Tigrovaja balka in particular. The methodological approaches and examples of the best works are presented in a special publication: Role of mass-media in solving problems of specially protected nature territories.Special course of ecological journalism is now introduced in special departments of Universities of Tajikistan (based on the methodologies, presented in our publication).

Formally the project is over, we received a very positive conclusion of the international evaluation mission, but for our common achievements to become sustainable a lot of following work is needed.

Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Основные результаты проекта

Землеотвод территории расширения заповедника Тигровая балка завершен — получены все согласовательные документы и каты (это заняло пять лет — несмотря на то, что решение Правительства было подписано в 2007 г.! — из-за бесконечных смен администраций районов). В результате заповедник увеличился на 11 тыс. га (61456 га в целом). Лимитированный режим природопользования — «буферной зоны» — применяется в той или иной степени на территории порядка 100 тыс.га (но без официального землеотвода).

Создана база для развития устойчивого управления всем участком Экологической сети. Для подготовки Плана Управления был собран обширный и разнообразный материал, подготовлены промежуточные обзоры и рекомендации. Карты, суммирующие эти данные и рекомендации, собраны в специальной публикации. Заповедник «Тигровая балка» в окружающей среде.

Подготовлен План Управления (ПУ) участка Эконет, включая заповедник Тигровая балка и окружающие территории, оказывающие на него влияние (всего около 200 тыс.га). До настоящего времени существовали, официально утверждались и функционировали только ПУ отдельных ООПТ, поэтому ПУ участка Эконет План управления — Тигровая балка и окружающие территории — это инновационная разработка нашего проекта. ПУ включает как собственно план управления заповедника. Так и планы устойчивого экологически-благоприятного экономического развития окружающих территорий — экологических коридоров и буферных зон.

Для практического осуществления ПУ создан специальный постоянно-действующий Региональный Комитет, с очень высоким уроснем представительства. В него вошли руководители Госкомитета охраны окружающей среды. Областного и районных Хакиматов, представители региональных природоохранных структур, лесо-, земле- и водо-хозяйственные организации, ученые, НПО, и др. Несмотря на задержки выполнения, эти задачи были решены — и мы считаем это серьезным успехом проекта.

Проблемы с состояние экосистем Тигровой балки начались вскоре после строительства Нурекской ГЭС (нарушение естественного режима водоснабжения и паводков). Благодаря работам, выполненным местными специалистами в рамках проекта, уровень воды в озерах был поднят значительно, в наиболее пересыхавших — на 2 метра. Мониторинг подтверждает стабильность уровня уже в течение трех лет, значительно снизилась засоленность озер и окружающих экосистем — и в настоящее время ситуация сравнима с естественной, в начале 1970-ых. Дальнейшее поддержание оптимального режима поступления воды (прочистка каналов отзарастания) включено в ПУ и может осуществляться сотрудниками заповедника, которые участвовали в работах по проекту, хорошо освоили эту работу. И обеспечены необходимым оборудованием. Потребности водообеспечения региона (как для экосистем, так и для окружающих сельхозугодий) оценены и переданы для включения в планирование режима водопадачи в связи со строительством Рогунской ГЭС.

Осуществлены практические работы по восстановлению нарушенных экосистем. В частности, проведены посадки саксаула — в общей сложности на площади 100 га вновь включенных в территорию заповедника пустынь, посадки хорошо развиваются. Начато восстановление туранговых лесов на двух пойменных участках заповедника. Популяция бухарского оленя восстанавливается благодаря улучшению состояния экосистем и охраны (численность достигла 140–160 животных), что подтверждено различными методами мониторинга. Группировка джейранов заповедника была крайне мала — под угрозой реального исчезновения. Дополнительная реинтродукция 16 джейранов в пустыни заповедника дала толчок к росту численности. Очень интересно, что джераны Тигровой балки используют в качестве местообитаний не только пустыню, но и сопредельные с ней участки паркового тугая и водопои в тугаях (расчищенные в рамках работы проекта). Это оказалось одной из причин того, что джейраны здесь не пострадали серьезно от двух подряд лет сильнейшей засухи 2010 и 2011 годов, и их численность возросла с 30 до 70–80 особей.

Охрана заповедника улучшилась. В 2011 году появилась проблема — компетентного, опытного, принципиального директора сменили на местного выдвиженца, который позволял нарушения заповедного режима. Но НКО удалось в 2012 году вернуть на эту должность старого директора, и ситуация нормализовалась.

Программа малых грантов (всего предоставлено 11 малых грантов местным фермерам, в основном — вблизи границ заповедника) позволила апробировать на практике устойчивые формы развития водосберегающего орошения и использования альтернативных форм возобновляемой энергии — производства биогаза. Большое количество фермеров прошли специальные обучающие семинары («фермерские школы») по применению этих технологий, модельные проекты успешно работают и окружающие фермеры применяют эти технологии уже по своей инициативе.

Анализ различных экологически-щадящих методов приведет в публикации, подготовленной в рамках проекта: Устойчивое использование водных и почвенных ресурсов в бассейне реки Амударьи, как и результаты развития модельных проектов: Водо- и почвосберегающие технологии, как инструмент устойчивого использования природных ресурсов и сохранения экосистем бассейна р. Амударьи и заповедника Тигровая балка.

Одним из непосредственных результатов производства и использования биогаза является снижение антропогенного пресса на экосистемы заповедника (снижение потребности в дровах для отопления домов и приготовления пищи — меньше нелегальных рубок). Местное население очень высоко оценило преимущество биогазовых установок, социальный запрос на широкое распространение этого опыта был очень высок, и часть фермеров уже монтируют такие установки по своей инициативе и за свой счет. Идея и методологии переданы соответствующим государственным агентствам и потенциальным донорам, так как широкое распространение этого опыта может меть ключевое значение.

Создана система мониторинга состояния экосистем региона — и ее ведение будет продолжено отделом ООПТ и специалистами Академии наук Таджикистана. Капитально отремонтирован полевой стационар для проведения полевых наблюдений и специальных исследований в заповеднике: двухэтажный дом, 14 комнат.

Самому заповеднику в течение всех пяти лет проекта оказывалась техническая помощь, хотя, конечно, мы не смогли предоставить все необходимое для нормальной работы. Мы начали с самого необходимого снаряжения для службы охраны (велосипеды, бинокли и портативные фотоаппараты, спальные принадлежности, противомоскитные сетки, резиновые сапоги, лопаты, ручные косы, надувные лодки и др.), трактор, проведен ремонт пожарной машины и другой старой техники, постоянно обеспечивавшейся бензином и запасными частями, закуплено ручное противопожарное оборудование, роторное оборудование для ручной прочистки каналов (с лодки), на кордонах установлены солнечные батареи, в конторе — компьютер, принтер и другое офисное оборудование, и т. д.

Серьезное внимание было уделено компоненту проекта, посвященному экологическому образованию, повышению осведомленности. Очень важно, что наша инициатива по ревизии законодательства была поддержана национальными специалистами и Парламентом страны. В результате осуществлено принципиальное обновление водного кодекса Таджикистана — принято и утверждено Правительство 4 новых подзаконных акта (опубликованы при поддержке проета): Водный кодекс и подзаконные акты Республики Таджикистан по регулированию водных отношений и охраны водных ресурсов и Нормативные документы по регулированию использования и охраны водных ресурсов в Республике Таджикистан. Новое законодательство является основой для оптимального распределения воды на нужды экосистем и сельского хозяйства, для обеспечения охраны водоохранных зон водоемов, и пр.

На базе активных национальных НПО, расположенных в районах вокруг заповедника, в сотрудничестве с ОБСЕ создано 9 образовательных центров, все они оборудованы (необходимой мебелью и полным набором офисного оборудования), сотрудники центров прошли серии тренингов, получили комплекты разнообразных образовательных материалов. Теперь центры очень активно работают и вне проекта, развивая начатые направления деятельности. Проводятся разнообразные тренинги для различных групп населения. В результате уровень экологический знаний серьезно повышен — тысячи людей прошли за годы проекта через разнообразные тренинги и практические акции. Тренинговые модули, разработанные в период проекта, суммируют опыт проделанной работы. Они собраны в методической публикации, которая может использоваться для развития работы с местным населением в других регионах: МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения просветительской работы (пропаганды знаний, обучения) различных слоев населения по бережному отношению к особо-ценным и уязвимым природным территориям.

Полностью обновлена экспозиция музея заповедника. Специалистами московского Дарвиновского музея подготовлены 20 постеров, в которых представлена разнообразная информация о заповеднике, собранная специалистами Таджикистана.

К 70-летнему юбилею старейшего таджикского заповедника опубликована брошюра — сборник материалов об хоране природы Таджикистана и о заповеднике Тигровая балка: 70 лет заповеднику «Тигровая балка».

Целевая работа со средствами массовой информации (в том числе — проведение конкурсов экологической журналистики, подготовка методических материалов для подготовки экологически-ориентированных печатных изданий, интернета, радио, телевидения) позволило привлечь серьезное внимание к экологическим проблемам Таджикистана в целом, и заповедника Тигровая балка и прилежащих к нему территорий — в частности. Методологические подходы и примеры лучших экологических работ — победителей конкурсов — собраны в публикации Роль средств массовой информации (СМИ) в освещении вопросов особо-охраняемых природных территорий. Специальный курс экологической журналистики теперь введен на соответствующих факультетах ВУЗов Таджикистана (основанный на рекомендациях, представленных в публикации).

Формально проект завершен, мы получили позитивную оценку независимой ой миссии, но для того, чтобы результаты проекта стали реальными и устойчивыми требуется еще очень много работы.


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.