Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Панда-подарки Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Самые волнующие вопросы по катастрофе в Арктике. Отвечает эксперт

25 июня 2020
В конце мая под Норильском случилась катастрофа. На ТЭЦ-3 компании Норникель лопнул старый резервуар с топливом. Из-за безответственности Норникеля в водоемы и реки попало около 15 000 тонн дизеля. Мы узнали ответы на самые волнующие вопросы у Алексея Книжникова — руководителя программы по экологической ответственности бизнеса.
Из-за дизеля река Амбарная стала ярко рыжей © МЧС России

Какой ущерб нанес разлив топлива окружающей среде?

Пока что худущего сценария с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду удается избежать. Тут сыграло свою роль то, что спасатели из Морспасслужбы оперативно установили боновые заграждения в устье реки Амбарная и откачивали загрязненную воду насосами в специальные резервуары. Всё это помогло предотвратить попадание больших объемов топлива дальше — в озеро Пясино.

Двойное боновое заграждение © Морспасслужба
Спасатели устанавливают шланголинию © Морпасслужба
Заводят насос © Морпасслужба
Сливают загрязненную воду в резервуар © Морпасслужба
В обратном случае пленка нефтепродукта покрыла бы всю площадь озера: прекратился бы обмен кислородом, а водные обитатели могли отравиться токсичными веществами типа бензола. Сейчас всё это сказывается на реке Амбарная: это скорее всего может привести к полному уничтожению рыбы. Воздействие токсичных веществ все равно скажется на акваториях ниже по течению, но в меньших масштабах.
Бонвые заграждения установили на реке Амбарной в 5-6 км от озера Пясино © Sentinel-2. Tonemapped Natural Color Script. Copernicus

Сколько времени может уйти на восстановление экосистемы? Когда район аварии будет безопасен для животных?

О полном восстановлении можно будет говорить лишь через десятилетия и то, если резко сократится поступление загрязняющих веществ в эти водоемы от различных промышленных процессов и площадок Норникеля.

Авария в Норильске — это региональная проблема или нет?

По количеству разлившегося горючего в реки — масштаб федеральный. Что касается экосистемы, то сильно пострадает ихтиофауна и другие водные организмы реки и озера. Они итак давно уже находятся в крайне угнетенном состоянии, потому что страдают от загрязнений с различных промышленных площадок Норникеля.

Из-за чего случилась авария: глобальное потепление или безответственность?

Авария случилась не по вине глобального потепления. Это вопрос ответственного отношения бизнеса. Они же должны соблюдать требования производственной и экологической безопасности. Но, увы, на территории аварийного резервуара не сработала обваловка — специальная конструкция вокруг резервуара, которая перехватывает разлив и держит топливо внутри промышленной площадки. Ее или не было, или она была в ненадлежащем состоянии.

Почему ликвидировать разлив начали только через двое суток?

Спасатели Морспасслужбы со всем необходимым оборудованием вылетели на место аварии сразу, как к ним поступила информация и как они смогли выехать. Безусловно, если бы Норникель раскрыл информацию ранее, возможно, можно было и раньше направить спасателей.

По вашей оценке, в какие сроки реально собрать разлившееся по водоемам топливо и удастся ли собрать всё?

Нет, не удастся. Никогда никому не удается собрать все разлившиеся нефтепродукты. Даже если 50 % будет собрано – это уже хорошо. У дизельного топлива есть в этом вопросе важное преимущество и важный недостаток. Преимущество – дизтопливо намного быстрее испаряется, чем сырая нефть. В течение одной-двух недель большая часть из несобранного топлива испарится, а остальное замажется на берегах и будет находиться в воде еще долгие годы.

Даже если 50 % дизеля будет собрано – это уже хорошо.

Недостаток: растворившиеся компоненты наиболее токсичные, они будут оказывать еще больше негативного воздействия на ихтиофауну и другие водные организмы реки и озера, которым итак уже не поздоровилось.

Существует ли особая опасность для природы из-за того, что розлив произошел в Арктике?

То, что останется в воде, будет дольше испаряться, чем если бы это случилось в более теплых местах. Особенно печально, что подобные загрязнения арктических рек угнетают рыбные ресурсы, а они важны для местного населения как источник пропитания.

Насколько велика угроза в глобальном масштабе?

Мы считаем, что море не будет подвержено существенному воздействию.

Какие последствия ждут Норникель?

Мы видим, какой интерес и внимание зарубежные СМИ проявляют к событию с разливом в Арктике, а это говорит о том, что экологическая составляющая в современном мире становится все более важным фактором для бизнеса. Поэтому безнаказанной компания вряд ли останется, думаю, Норникель ждут финансовые и репутационные потери.

Подробности читайте в нашем телеграм-канале и на сайте wwf.ru.
Теги: Арктика

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда. 
Помогите природе прямо сейчас!