

WWF: новый законопроект об экологической информации требует доработки
В предыдущей версии законопроект внушал надежду на то, что новый закон будет способствовать раскрытию в России экологически значимой информации, однако в процессе доработки документ сильно сократили, в частности – заметно уменьшили перечень сведений, которые должны публиковаться в форме открытых данных.
Приводим текст письма целиком:
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва В. В. Володину
Копия: Председателю Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы Российской Федерации В. В. Бурматову
О проекте федерального закона № 735006-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Уважаемый Вячеслав Викторович!
На официальном сайте для размещения информации о законодательной деятельности в Российской Федерации (https://sozd.duma.gov.ru/bill/735006-7) представлен текст проекта Федерального закона № 735006-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект), подготовленный ко второму чтению с учетом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию.
Законопроект разработан в целях реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета по вопросу «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений», состоявшегося 27 декабря 2016 года № Пр-140ГС (далее – Поручение), направленного на законодательное определение понятия «экологическая информация», порядка доступа к ней и отнесения такой информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных (п.1(в)).
Всецело поддерживая необходимость скорейшего принятия закона, направленного на совершенствование системы доступа общественности к экологической информации в целях обеспечения конституционных прав каждого человека на жизнь в благоприятной окружающей среде, на получение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и на участие в принятии решений, касающихся прав на благоприятную окружающую среду, полагаем важным обратить внимание на то, что предложенная к рассмотрению во втором чтении редакция Законопроекта не в полной мере отвечает указанным выше целям и представляется формальным исполнением «буквы» поручения Президента РФ.
1. В предлагаемом Законопроекте приведен обновленный перечень экологической информации (сведений), размещаемых Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных (пункт 2 статья 1 Законопроекта). К таким сведениям предлагается отнести:
1) сведения о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;
2) сведения о радиационной обстановке;
3) сведения о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
4) сведения об обращении с отходами производства и потребления;
5) сведения о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Полагаем важным отметить, что сведения, включенные в указанный перечень:
- относятся только к текущим параметрам состояния отдельных компонентов окружающей среды, возникновение и изменение которых от общественности практически не зависит;
- представляют лишь малую часть данных, составляющих экологическую информацию.
В тоже время, в соответствии с Поручением экологическая информация, должна быть отнесена «к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных».
Таким образом, полагаем, что перечень сведений, размещаемых в форме открытых данных, должен быть дополнен:
сведениями о таких компонентах окружающей среды, как леса и объекты животного мира;
сведениями о воздействии планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (данные о проводимых и планируемых экологических экспертизах, о результатах экологических экспертиз, материалы оценки воздействия окружающей среды, решения о согласовании органами власти отдельных видов деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду и пр.);
сведениями о планируемых мероприятиях в области охраны окружающей среды (в том числе, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов).
Отсутствие такого рода сведений в форме открытых данных, размещенных в информационно-коммуникационной сети Интернет, значительно снижает возможный вклад разрабатываемых законоположений в достижение целей по совершенствованию доступа общественности к экологической информации, вовлечению общественности в процесс принятия решений, а также по предоставлению общественности возможности своевременно выражать свою обеспокоенность в связи с экологическими вопросами.
Учитывая указанное, полагаем, что подготовленная ко второму чтению редакция Законопроекта не обеспечивает реализацию Поручения об отнесении экологической информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в форме открытых данных и не привнесет значительных улучшений в сфере обеспечения участия общественности в «экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений».
1. Предложенная к включению в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» новая статья 43 устанавливает, что экологическая информация является общедоступной информацией, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне (пункт 2 статьи 1 Законопроекта). Таким образом, данная формулировка позволяет сделать вывод, что экологическая информация (сведения об окружающей среде) может содержать информацию (сведения), отнесенные к государственной тайне.
В тоже время законоположение, предлагаемое к включению в статью 7 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне», определяет, что сведения, составляющие информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию), не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию (статья 2 Законопроекта).
Неопределенность, заложенная внутри предлагаемой редакции Законопроекта, создаст конфликт между нормами, принадлежащими к различным отраслям права. В свою очередь, противоречивость и недостаточная согласованность содержания правовых норм, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и может приводить к необоснованному ограничению прав физических и юридических лиц на своевременный доступ к экологической информации и, как следствие, к нарушению прав таких лиц на участие в принятии решений, касающихся права на жизнь в благоприятной окружающей среде.
При этом, необходимо учитывать, что государственная тайна определяется как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (статья 2 Закона о государственной тайне). В то же время в контексте предлагаемой к внесению в Закон об охране окружающей среды статьи 43 использован оборот: «за исключением информации, отнесенной к государственной тайне». Отсутствие единообразия в употреблении терминов в законодательных актах является препятствием для их однозначного понимания и применения и тем самым создает барьеры для реализации законных интересов общества и государства.
Таким образом, предлагаемые изменения, формально закрепив за экологической информацией статус общедоступной, на практике не создадут значительных улучшений, сохранив неопределенность в вопросах отнесения ее к таковой в каждом конкретном случае правоприменения.
Таким образом, считаем, что проект Федерального закона № 735006-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не в полной мере реализует Поручение Президента Российской Федерации и нуждается в дальнейшей доработке.
С уважением,
Директор WWF России Д. Ю. Горшков
Фото: (с) Сергей Кищенко / WWF России.