Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Панда-подарки Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

WWF призывает депутатов пересмотреть законопроект по защите от нефтеразливов

03 июля 2020
3 июля на заседании Комитета Государственной думы во втором чтении был рассмотрен законопроект, касающийся предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Всемирный фонд дикой природы (WWF) призывает депутатов пересмотреть предложение и внести в него необходимые поправки.

Законопроект № 376642-7 «…направлен на гармонизацию регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», - говорится в пояснительной записке проекта. Однако эксперты убеждены, что документ в текущем состоянии не защитит людей и не поможет уберечь природу от промышленных катастроф.

«Текст проекта на законодательном уровне закрепляет необходимость иметь план предупреждения и ликвидации разливов нефти (план ЛРН) для компаний – это плюс. Но в то же время, предложение не содержит никаких требований к такому плану. В проект необходимо внести основные требования к плану и степени готовности предприятия реализовать его. А если у организации есть удаленные особо опасные объекты (как в случае с Норникелем и разливом дизеля), то такая компания должна обладать собственными силами и средствами для ликвидации нефтеразливов», - рассказала во время заседания Екатерина Хмелева, директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы WWF России.

Не хватает конкретики и пункту, касающемуся порядка разработки и согласования плана ЛРН с Правительством РФ. Законопроект содержит обязательное согласование с органами экологического надзора, но нет отсылающей статьи к иным нормативным актам, по которым и специалисты в области ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС), способные действительно оценить готовность организации или достаточность планов ЛРН для ликвидации максимального разлива, участвуют в согласовании планов. 

"Важной недоработкой мы считаем отсутствие в новом законопроекте каких-либо процедур, обеспечивающих открытость для общественности информации о разработке планов ЛРН на стадии подготовки и на этапах информирования о них, – говорит Екатерина Хмелева. – В законопроекте также ничего не сказано о вовлечении общественности. А ведь очевидно, что необходимо привлекать и природоохранных экспертов при подготовке планов ЛРН, хотя бы для наиболее опасных объектов, и добровольцев во время ликвидации".

Информированию общественности будет способствовать закрепление в законе обязанности компаний публиковать в открытом доступе утверждённый план ЛРН в части, не содержащей коммерческую и др. тайну, а также информацию о предпринимаемых мерах по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию загрязняющих веществ, попавших по их вине в окружающую среду.

WWF России считает, что следует расширить перечень зон, где размещение подобных объектов запрещено. Установить предельные сроки эксплуатации промысловых нефтепроводов и других аналогичных опасных производтственных объектов (ОПО), связанных с хранением и транспортировкой нефти/нефтепродуктов и/или количества экспертиз промышленной безопасности, чтобы продлить срок службы/эксплуатации ОПО.

«Урок с разливом дизельного топлива под Норильском самым красноречивым образом говорит о том, что необходимо, чтобы в законе была закреплена не только обязанность организации следить за состоянием объектов, но вся система предупреждения, производственного контроля и государственного надзора и информирования общественности была выстроена целостно», - подчеркивает Екатерина Хмелева.

Говоря о финансовых механизмах решения проблемы, в Фонде считают, что предлагаемые законопроектом меры (страхование, банковская гарантия, резервный фонд организации) не будут эффективными, если объемы нанесенного ущерба превышают расчеты плана ЛРН, а также в случаях, когда источник разлива не установлен.

Кроме того, методика расчета возмещения ущерба, предложенная новым законопроектом, не поможет определить сумму фактического урона жизни, здоровью и имуществу граждан и юридических лиц, и требует существенных доработок. Аналогичный механизм учета ущерба уже утвержден Министерством природных ресурсов и экологии РФ в феврале 19 года и получил ряд критических комментариев экспертов. Очевидно, что неэффективно расходовать бюджетные финансовые средства для ликвидации возмещения ущерба такого масштаба. Всемирный фонд дикой природы (WWF) призывает Правительство вернуться к обсуждению специального государственного внебюджетного компенсационного фонда.

 Фото: (с) The Korea Federation for Environmental Movements (KFEM).
Для дополнительной информации
Директор по экономическим и правовым вопросам охраны природы

Помогите природе прямо сейчас!