Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Гербиканский заказник ожидает решения государственной экологической экспертизы

20 февраля 2019
Общественные экологические организации Амурского экорегиона возмущены фактом строительства автомобильной дороги от Огоджинского угольного месторождения до п. Февральск через территорию заказника «Гербиканский» в Амурской области.
Государственный природный зоологический заказник «Гербиканский» был создан 24 августа 1995 года на площади 86 600 га в Селемджинском районе Амурской области в среднем течении р. Селемджа. Цель его создания — сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. Заказник служит местом обитания и расселения на прилегающие территории следующих видов промысловых животных: лось, изюбрь, косуля, медведь, соболь, заяц-беляк, рысь, рябчик, а также редких видов птиц, таких как дикуша и черный журавль. Охране подлежит вся территория заказника со всеми присущими ей биотопами и биоразнообразием животного и растительного мира. «Гербиканский» является единственным региональным заказником в Селемджинском районе в Амурской области, экологическая значимость его природных экосистем высока как в региональном масштабе, так и в планетарном.
Черные журавли в Гербиканском заказнике
Лось в Гербиканском заказнике
Типичные места обитания кабарги в Гербиканском заказнике
Природа Гербиканского заказника
Евгений Рогалев

Однако в августе 2018 года режим особой охраны государственного природного заказника «Гербиканский», несмотря на сопротивление экологов, был изменен правительством Амурской области, разрешившим строительство на территории заказника линейных сооружений. Это изменение было внесено в интересах ООО «Огоджинская угольная компания» — дочерней структуры «РТ-Глобальные технологии» и УК «Восток Уголь» (г. Москва), занимающейся вопросами освоения Огоджинского угольного месторождения в Селемджинском районе Амурской области севернее заказника «Гербиканский». Для вывоза угля с Огоджинского месторождения необходима автомобильная дорога до п. Февральск на Байкало-Амурской магистрали, где планируется перегрузка угля с автомобильного транспорта на железнодорожный с последующей транспортировкой его до угольного морского терминала «Порт Вера» в Приморском крае и дальнейшим экспортом в страны Юго-Восточной Азии.

Дорога через Гербиканский заказник
Евгений Рогалев

Оператором проекта строительства дороги является ООО «Разрез Восточный» (Новосибирская область), также находящийся под контролем УК «Восток Уголь». При этом оператором был выбран единственный вариант прохождения дороги через заказник «Гербиканский», а другие варианты, связанные с обходом особо охраняемой природной территории, были проигнорированы. Вероятнее всего, такой выбор был сделан в связи с тем, что в начале 90-х годов прошлого века, до создания заказника «Гербиканский», по данному варианту дороги были проведены инженерные изыскания. И использование результатов этих изысканий позволило оператору проекта существенно снизить расходы на проектирование. Вопрос соответствия данных, полученных около 30 лет назад, нынешней ситуации, в условиях наличия на территории заказника многолетней мерзлоты и явно видимого изменения климата, остается открытым.

«По имеющейся у нас информации, несмотря на признание природоохранной прокуратурой строительства дороги незаконным, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы и наличие судебного решения о приостановке строительства автодороги Огоджа-Февральск, работы на территории Гербиканского заказника продолжаются. Таким образом, по нашему мнению, строительство дороги в настоящее время ведется с нарушением действующего законодательства, — говорит директор Амурского филиала WWF России Петр Осипов. — Больше всего нас беспокоит то, что проектировщиками выбран вариант строительства дороги через центральную часть заказника — через места обитания ряда охраняемых видов животных, в частности — черного журавля и дикуши, через участки летнего обитания и отела лося. То есть, пострадают природные комплексы, ради сохранения которых, собственно говоря, и создавался заказник. Между тем существует, как минимум, два варианта прохождения дороги вне территории заказника. Причем эти варианты более выгодны для комплексного развития Селемджинского района, так как могут быть задействованы и для других видов хозяйственной деятельности. Надежда теперь — на решение государственной экологической экспертизы, которая в силе оградить заказник от разрезания его территории на две части, то есть спасти от фрагментации единственный заказник в Селемджинском районе в Амурской области».

Активная деятельность ООО «Разрез Восточный» по подготовке документов на строительство автодороги Огоджа-Февральск, участок 3, была начата в 2018 году. Как стало известно экологам, уже в сентябре прошлого года между ООО «Разрез Восточный» и Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области был заключен договор аренды лесного участка с целью строительства автомобильной дороги в границах Гербиканского заказника.

В сентябре же заказчиком были проведены общественные слушания проекта в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). В самой процедуре проведения общественных слушаний были допущены серьезные нарушения законодательства РФ. Так, материалы для свободного ознакомления общественности с техническим заданием на проведение ОВОС и материалами ОВОС были выложены в единственном месте — библиотеке поселка Огоджа, который является одним из наиболее удаленных и труднодоступных населенных пунктов Амурской области, с полным отсутствием возможности добраться до него общественным транспортом. В наш век космических технологий материалы ОВОС не были размещены на общедоступном ресурсе, в сети Интернет, что противоречит сложившейся в стране практике информирования общественности. При этом заказчик отказался предоставить материалы общественным экологическим организациям, в частности Амурскому филиалу WWF России, по запросу, сославшись на то, что он не обязан делать это, в соответствии с действующим законодательством. Помимо этого, заказчик указал в качестве адреса электронной почты, на который принимаются замечания и предложения по проекту, несуществующий электронный ящик.

Начало строительства дороги на космоснимке
WWF России
В начале декабря 2018 года анализ спутниковых снимков на территорию заказника «Гербиканский» показал наличие активности, свидетельствующей о проведении на территории заказника работ по созданию просеки для строительства дороги. Эти данные были подтверждены и местными жителями, в связи с чем общественные организации обратились в контролирующие органы с заявлением о факте возможного нарушения законодательства – осуществления работ по строительству дороги без обязательного получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Помимо прочего, местные жители указали на то, что строителями через реку Гербикан сделана насыпь, укрепленная бревнами, для движения лесовозов.
Дорога через реку Гербикан
Евгений Рогалев

По данным заявлениям в декабре 2018 года Управлением по охране животного мира был составлен протокол по ст. 8.39 КоАП в отношении управляющего ООО ГРР «Регион Недра», непосредственно осуществляющей работы по вырубке просеки, о нарушении режима заказника «Гербиканский».

В январе 2019 года Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура установила, что ООО «Разрез Восточный», ООО «Сибирская угольная компания» и ООО ГРР «Регион Недра» осуществляют незаконную деятельность по прокладке дороги на территории заказника «Гербиканский», в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В связи с этим Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в Благовещенский городской суд с иском о признании указанной деятельности незаконной и запрете на ее осуществление, а также о применении обеспечительных мер по запрету деятельности до вступления решения суда в законную силу.

Тем не менее 13 февраля 2019 года местные жители сообщили, что по временной дороге, проложенной по территории заказника, продолжается движение лесовозов с древесиной, насыпь через реку Гербикан, о ликвидации которой сообщали сотрудники Управления по охране животного мира, восстановлена. Все это может свидетельствовать либо о возобновлении работ по прокладке дороги через территорию заказника, либо об осуществлении иной незаконной деятельности на территории заказника.

Заключение государственной экологической экспертизы по проекту строительства дороги на настоящий момент по-прежнему не получено, таким образом, указанные работы, в случае их проведения, являются все так же незаконными.

В связи с этим возникают вопросы, в первую очередь, к органам исполнительной власти Амурской области, отвечающим за обеспечение соблюдения режима особой охраны заказника «Гербиканский», об их способности или желании осуществлять контроль за соблюдением режима охраны заказника.

Амурской областной общественной экологической организацией «АмурСоЭС» направлены обращения в Управление по охране животного мира и Благовещенскую межрайонную природоохранную прокуратуру о прекращении незаконной деятельности на территории заказника «Гербиканский» до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Фото в анонсе: Евгений Рогалев.
Для дополнительной информации
Директор Амурского филиала WWF России
Пресс-секретарь Амурского филиала WWF России

Помогите природе прямо сейчас!