

Мониторинг загрязнений при добыче россыпного золота: Амурская область опять в «лидерах», но ситуация изменяется
Таким образом, количество и суммарная протяженность загрязненных участков рек в Амурской области в два раза превосходит суммарные показатели Забайкальского, Хабаровского, Приморского краев и ЕАО, вместе взятых.
Впрочем, есть и хорошие новости – общее количество случаев выявленных загрязнений и протяженности загрязненных участков в бассейне Амура по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось: на 15 июня 2020 года оно составляло 37 и 1411 километров, соответственно. Причем, это сокращение вызвано именно ситуацией в Амурской области – в прошлом году на её территории на 15 июня было выявлено 34 случая загрязнения и 1321 километр загрязненных участков рек. Таким образом, в этом году область на текущий момент смогла добиться сокращения случаев загрязнения приблизительно на 30 %, а протяженности загрязненных участков – почти наполовину.
Тем не менее исключительно контролем добиться кардинального изменения ситуации с загрязнениями при добыче россыпного золота вряд ли получится. Основная проблема заключается в выдаче огромного количества лицензий, в первую очередь – поисковых, предназначенных для поиска новых месторождений золота, но зачастую используемых золотодобытчиками для прикрытия нелегальной разработки россыпных месторождений. В Амурской области, по данным Министерства природных ресурсов региона, на данный момент действует около 1400 лицензий на поиск, разведку и добычу россыпного золота, из которых более 800 – лицензии на поиск. Обеспечить постоянный контроль и надзор за деятельностью всех золотодобывающих предприятий в таких условиях невозможно просто физически.
В связи с этим, WWF России поддерживает инициативы правительства Амурской области по ограничению выдачи новых лицензий на поиск месторождений россыпного золота на территории региона, ужесточению наказаний за нарушения природоохранного законодательства, в первую очередь – досрочное прекращение действий лицензий в случае выявления неоднократных нарушений на лицензионных участках, совершенствованию системы надзорных мероприятий, включая использование беспилотных летательных аппаратов, систем видеофиксации и других.