Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Каким может быть туризм на заповедной территории

18 апреля 2012
Семинар по развитию экологического туризма для 14 заповедников и 3 национальных парков организовал WWF России и Координационный Совет директоров заповедников и нацпарков юга Дальнего Востока на базе Морского заповедника

Споры о том, возможно ли развитие туризма на заповедных территориях среди защитников природы не утихают который год. Мнений высказывается много, но время расставляет свои акценты. В России 101 заповедник. Самому старому – Баргузинскому - более 95 лет. Главная задача отделов экологического просвещения заповедников – формирование позитивного отношения местных жителей к заповеднику, чтобы предотвратить браконьерство, поджоги, нелегальные рубки.

А можно ли как-то по-другому сегодня выстраивать отношения с жителями, чтобы заповедник не только знали, но и любили, нуждались в нем, старались беречь и развивать? Для этого надо менять внутреннюю установку специалистов заповедников от традиционного «ничего нельзя» на развитие туризма. И лучше начать думать в этом направлении самим, чем потом об этом подумает кто-то со стороны.

Так решил Координационный Совет директоров заповедников юга Дальнего Востока в октябре 2011 года и обратился к Амурскому филиалу WWF с просьбой подготовить семинар по развитию экологического туризма. Для организации такого важного дела сотрудники WWF позвонили в Минприроды России, где им рекомендовали опыт лучших заповедников и нацпарков России.

«Почему весь мир гордится своими охраняемыми природными территориями, а в России отношение к заповедникам чуть ли не негативное? Потому что нельзя любить то, чего не знаешь! - комментирует директор Амурского филиала WWF России, кандидат биологических наук Юрий Дарман. - В последних поправках в Закон об особо охраняемых природных территориях в декабре 2011 года кроме функций охраны, изучения и просвещения у заповедников появилась четвертая функция - развитие познавательного туризма. Имидж заповедников, их бренд будет способствовать привлечению внимания к природе не только ради получения дополнительных доходов, но и для того, чтобы заповедники перестали гореть, чтобы в них прекратилось браконьерство. Научно-технические советы заповедников определят зоны, в которых возможно развитие туризма, рассчитают рекреационную нагрузку и одобрят маршруты. А потом будут привлекать бизнес для строительства туристической инфраструктуры в охранных зонах и на биосферных полигонах. 5 апреля в Приморье создан третий в крае национальный парк «Земля леопарда». Надеюсь, что благодаря развитию экологического туризма он станет экономически выгоден местному населению. Это - будущее уникальной территории».

В апреле 44 специалиста приехали в Приморье на остров Попова в визит-центр Дальневосточного государственного биосферного морского заповедника. Участниками семинара стали директора 14 дальневосточных заповедников и 3 национальных парков, их замы по экологическому просвещению, а также гости, они же ведущие семинара - директор Алтайского биосферного заповедника Игорь Калмыков со своим заместителем Светланой Щигревой и директор национального парка «Смоленское Поозерье» Александр Кочергин с заместителем по науке Геннадием Косенковым и по экологическому просвещению – Венерой Астаховой.

Многие заповедники уже имеют туристические объекты на своих территориях. Существуют проблемы с организацией работы. Кем должны быть заповедники? Туроператорами, турагентами или третьими лицами, предоставляющими туристические услуги лицензированному туроператору? По общему мнению специалистов по экологическому просвещению заповедников правильнее – быть третьим лицом. Заповедник разрабатывает экскурсионные маршруты, делает их паспорта, сертифицирует в соответствии с современными требованиями и продвигает как туристическую услугу. А туристические фирмы организуют поток туристов. В любом случае – пришли другие времена и заповедникам нужно быть готовым к переменам, чтобы суметь и природу сохранить, и получить поддержку местного населения.

Директора заповедников и нацпарков - на экологической тропе Дальневосточного морского заповедника на о. Попова
© Светлана Титова / WWF России
Директор Амурского филиал WWF Юрий Дарман (слева) советуется с директором нацпарка «Смоленское Поозерье» Александром Кочергиным
© Светлана Титова / WWF России
Участников семинара консультирует заместитель директора по экопросвещению и туризму национального парка «Смоленское Поозерье» Венера Астахова (слева)
© Светлана Титова / WWF России
Директора посетили палеодеревню на острове Попова
© Светлана Титова / WWF России
На экскурсии в музее Морского заповедника морских обитателей можно потрогать руками
© Светлана Титова / WWF России
О научной работе Уссурийского заповедника рассказывает гостям директор Андрей Котляр (в центре)
© Светлана Титова / WWF России
На семинаре директор Алтайского заповедника Игорь Калмыков и его заместитель Светлана Щигрева рассказывали о развитии туризма в заповеднике. А в Приморье на «Земле леопарда» они сами впервые побывали на тропе леопарда
© Светлана Титова / WWF России
Помогите природе прямо сейчас!