Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Мы не должны допустить разрушения уникальной природы Кавказа

22 ноября 2006
WWF России, Гринпис России и Социально-Экологический Союз выступили с совместным заявлением в связи с развитием курорта города Сочи.

Заявление в связи с реализацией Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи, как горно-климатического курорта (2006-2012 гг.)» и подготовкой к возможному проведению Зимней Олимпиады 2014 года в городе Сочи.

Мы считаем, что город Сочи обладает большим потенциалом развития в качестве горно-климатического курорта. В то же время, ценность любых курортов определяется в первую очередь их природными условиями и продуманным зонированием территории. Мы также считаем возможным проведение в городе  Сочи Зимних Олимпийских Игр 2014 года без нанесения существенного вреда окружающей среде.

Вместе с тем, как утверждение и реализация Федеральной целевой программы, так и подготовка к возможному проведению зимней олимпиады (в том числе проектирование и строительство спортивных объектов) ведутся с грубейшими нарушениями российского законодательства. Отсутствует Генеральный план развития города  Сочи, как горно-климатического курорта, и не проведена объективная комплексная оценка воздействия намечаемых мероприятий на окружающую среду (ОВОС), предусмотренная действующим законодательством. При этом, в целях легализации этой незаконной деятельности,  делаются попытки изменения действующего законодательства, а также ограничения законных прав и свобод граждан и общественных организаций.

В связи с этим, мы считаем необходимым заявить следующее.

  • Проведение любых работ, связанных со строительством спортивных объектов на территории Сочинского национального парка и Сочинского общереспубликанского заказника возможно только в строгом соответствии с действующим законодательством и при соблюдении следующих условий:
    • Строительство объектов должно осуществляться вне ненарушенных на настоящий момент хозяйственной деятельностью природных территорий, ключевых мест обитания и произрастания редких и охраняемых видов животных и растений. К таковым относятся, в частности, территории, относившиеся к заповедной и особо охраняемой зонам Сочинского национального парка до изменения зонирования парка приказом МПР России от 09.10.2006 № 239, а также все территории, расположенные ближе 1 км от границы Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Все объекты, строительство которых предполагается на указанных территориях (санно-бобслейная трасса с соответствующей инфраструктурой, трамплин, горная олимпийская деревня, скоростная железная дорога «Адлер - Грушевая Поляна», каскад ГЭС на р. Мзымта) должны быть спроектированы на менее ценных территориях.
    • Реализация Федеральной целевой программы, также как и подготовка к предполагаемой олимпиаде должны проводиться по Генеральному плану, а не хаотично, как это происходит сейчас. Сама программа и Генеральный план должны быть вынесены на обсуждение и пройти государственную экологическую экспертизу в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время в районе пос. Красная Поляна строятся 2 горнолыжных комплекса, принадлежащие Газпрому и Интерросу. Это единственные объекты, прошедшие все согласования, предусмотренные законодательством, включая государственную экологическую экспертизу. В то же время, ОАО «Красная Поляна» осуществило строительство первой очереди и уже начало строительство второй очереди горнолыжного комплекса «Карусель» без проведения государственной экологической экспертизы проекта. По нашему мнению, до утверждения Генерального плана развития г. Сочи и представления Федеральной целевой программы на государственную экологическую экспертизу никакое выделение новых земельных участков и новое строительство на территории Сочинского национального парка недопустимо. Отсутствие плана дает возможность отдельным компаниям и гражданам подавать заявки на выделение ценнейших особо охраняемых земель под строительство объектов, не имеющих никакого отношения ни к программе, ни к подготовке к олимпиаде.

  • Необходимо пресечь попытки изменить российское природоохранное законодательство (в том числе подзаконные правовые акты) с целью разрешения строительства спортивных объектов на особо охраняемых природных территориях. В связи с этим мы призываем:
    • Президента РФ – наложить вето на закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», в который в нарушение Конституции РФ и регламента Государственной Думы непосредственно перед вторым чтением были внесены изменения в Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», снимающие ограничения на строительство в национальных парках;

    • Правительство РФ – отменить либо приостановить действие постановления от 08.06.2006 № 357 об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи, как горно-климатического курорта (2006-2012 гг.)» до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и не издавать распоряжений об определении участков земель Сочинского национального парка, которые могут быть переданы в аренду;

    • МПР России – отменить приказ от 09.10.2006 №239 о внесении изменений в положение о государственном учреждении «Сочинский национальный парк», которым из заповедной и особо охраняемой зон парка исключены территории, предполагаемые для строительства спортивных объектов.

  • Мы считаем недопустимыми и недостойными высказывания Министра экономического развития и торговли РФ Г. О. Грефа и председателя Национального Олимпийского Комитета РФ Л. В. Тягачева о готовности менять законодательство, включая Конституцию, в угоду отдельным проектам. Тем более недопустимым мы считаем участие Министра Российской Федерации, а так же иных должностных лиц в открытии незаконно построенного (без проведения обязательной экологической экспертизы) объекта – горнолыжного комплекса «Карусель».

  • Недопустимы любые попытки препятствования законным выступлениям граждан и общественных объединений по поводу реализации Федеральной целевой программы и подготовки к проведению олимпиады, тем более попытки привлечения к этому правоохранительных органов.

  • Попытки любыми средствами добиться возможности застройки наиболее ценных природных объектов не только противозаконны, но и создают препятствия для того, чтобы олимпиада 2014 года прошла именно в России. В соответствии с Олимпийской хартией одними из основных функций Международного Олимпийского Комитета являются слежение за тем, чтобы Олимпийские игры проводились в условиях соблюдения охраны окружающей среды и поддержка олимпийского движения в его стремлении к заботе о сохранении окружающей среды.

Мы надеемся, что руководство нашей страны проявит мудрость и дальновидность и не позволит, под прикрытием возможной олимпиады, удовлетворить узкие корыстные интересы отдельных организаций и лиц ценой уничтожения самых уникальных уголков Кавказа.

WWF России, Грипис России, Социально-Экологический Союз

О красотах Кавказа говорить можно бесконечно, фотографии этих мест никого не оставляют равнодушными. Но ведь мы не хотим, чтобы красота осталась только на фотографиях?
© WWF России / Виктор Лукаревский
© WWF России / Виктор Лукаревский
Уникальная природа Сочинского национального парка и Кавказского биосферного заповедника под угрозой
© WWF России / Петр Горбуненко
© WWF России / Сергей Трепет
© WWF России / Сергей Трепет
© WWF России / Виктор Лукаревский
© WWF России
© WWF России
Помогите природе прямо сейчас!