

Новый Лесной кодекс принят Госдумой во втором чтении
1 ноября во втором чтении Госдума приняла новую редакцию Лесного кодекса и законопроект «О введении Лесного кодекса в действие». Ту самую редакцию, против которой так выступали и ученые, и общественные организации, и производители.
«За» новый Лесной кодекс проголосовали 347 депутов, и лишь 59 парламентариев высказались «против». Закон должен вступить в силу с 1 января 2007 года.
Несмотря на жестокую критику текста законопроекта от внесения Кодекса в Думу и до самого последнего момента, депутаты проголосовали дружно и отклонили все поправки. Здесь надо отдать должное Председателю Комитета Госдумы по природным ресурсам Наталье Комаровой, которая смогла «удачно» представить Кодекс перед депутатами, организовать его защиту и отклонить все поправки.
Вероятно, оценить масштаб и последствия от принятия Лесного кодекса в случае прохождения третьих слушаний, а также принятия Советом Федерации и Президентом, предстоит уже через несколько месяцев. Кодекс грозит грандиозным масштабом разрушений в системе лесного хозяйства, так как разрушает сложившуюся систему, и при этом не дает понимания,как теперь будут управляться леса. Отсутствуют более 60 необходимых подзаконных актов. При этом депутаты вынесли вердикт — Кодекс должен начать отсчет новой истории лесного хозяйства с 1 января 2007 года.
При этом новая редакция Лесного кодекса подразумевает передачу функции управления лесным хозяйством с федерального уровня на региональный, а региональные бюджеты на 2007 год уже сформированы. Получается, целый год лесное хозяйство России будет управляться в условиях дефицита или полного отсутствия средств.
С основными поправками по Кодексу выступали депутаты Крупчак В., Грешневиков А. и Кашин В.. Их поправки касались статей по вопросам собственности на леса, ограничений режима лесопользования в защитных лесах, системы государственного управления лесами, разграничения полномочий по управлению лесами между федеральным центром и регионами и переноса срока введения кодекса на полгода. Однако, их не услышали. Все поправки в Лесной кодекс и в закон о его введении были отклонены депутатами.
«От Госдумы ждать больше нечего — свое слово она сказала, — прокомментировал происходящее координатор лесной политики WWF Владимир Дмитриев. — Теперь слово за Советом Федерации и Президентом. Если и они ответят утвердительно, то останется одно — не опустить руки и стараться, чтобы подзаконные акты, от которых многое зависит, были подготовлены в срок и как можно четче и грамотнее регулировали предстоящие процессы в лесном хозяйстве».
«Несмотря на решение Думы, мы будем делать все возможное, чтобы Совет Федерации и Президент России не утвердили принятый во втором чтении законопроект. Кроме того, мы гордимся тем, чего нам все же удалось добиться, — говорит директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук Евгений Шварц. — Нам не только удалось задержать почти на четыре года принятие сырого и безграмотного проекта, рожденного в недрах Минэкономразвития и анонсировованного 2 февраля 2003 года. За прошедшие время нам удалось показать всему крупному российскому лесному бизнесу, что рынок лесной продукции является наиболее экологически чувствительным сектором мировой экономики и что на нем нет места тем, кто не хочет или не умеет использовать леса устойчиво и экологически ответственно. Более того, за эти годы мы смогли помочь крупнейшим российским лесопромышленным компаниям адаптироваться к работе на экологически чувствительных рынках. За эти годы более 12% вcех арендованных лесов во всех основных лесных регионах России получили сертификаты добровольной лесной сертификации по методу Лесного Попечительского Совета (FSC), появилась первая сертифицированная российская целлюлоза и бумага. В августе этого года нам удалось добиться исключения из проекта статей, позволявших приватизировать особо охраняемые природные территории и сделать более конкретным список ограничений для допуска граждан в лес. За прошедшие годы начался возврат функций по управлению природными ресурсами регионам и они начали учиться управлять ими, помня, что жители регионов будут с них за это строго спрашивать».
«Словесная шелуха лоббистов кодекса рассеется, — продолжает Евгений Шварц, — но народ запомнит и тех, кто лишил его права участвовать в обсуждении использования и будущего окрестных лесов, и тех, кто превращает российские леса в дешевый сырьевой ресурс для ЦБК Китая и Финляндии, и тех, кто вместо борьбы с коррупцией чиновников превращает зеленые зоны крупных городов в коттеджные поселки для немногих избранных. По крайней мере, никто не сможет сказать, что Всемирный фонд дикой природы (WWF) России молчал и ничего не делал, чтобы образумить чиновников».