

Опробована новая методика наблюдения за китами
К сожалению, районы разработки морских нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в значительной степени совпадают с районом нагула западно-тихоокеанских серых китов, занесенных в Красный список Международного Союза охраны природы – Международную Красную книгу как находящиеся под угрозой исчезновения.
Наиболее серьезным вопросом сохранения серых китов при разработке шельфовых месторождений является вопрос о шумовом воздействии при строительстве подводных трубопроводов, промышленных платформ и пирсов. WWF и IFAW предприняли программу независимого мониторинга шумового воздействия на серых китов в период начала строительства инфраструктуры шельфовых проектов. Это исследование включало разработку автономных акустических станций, позволяющих получать данные об уровне шума в режиме удаленного доступа и наблюдения за поведением и реакциями китов с помощью усовершенствованного теодолита. Совмещение этих методик позволяет точно определить, оказывается ли на китов шумовое воздействие, приводит ли оно к тому, что нарушается естественный ритм питания китов и к уходу китов из тех районов, где шумно.
После того, как о программе независимых исследований природоохранных организаций было объявлено, компания «Сахалинская Энергия» проявив ответственность, отложила работы по строительству подводного трубопровода на Пильтун-Астохском месторождении в районе пастбища китов. Поэтому, полевую фазу проекта WWF - IFAW в 2004 г. было решено посвятить сбору материала о поведении китов при отсутствии сильного фактора беспокойства – для того, чтобы было с чем сравнивать, и отработке методики параллельных акустических и теодолитных наблюдений.
Закончившиеся полевые работы подтвердили правильность подхода. Разработана новая технология параллельных наблюдений за уровнем шума и регистрации поведенческих реакций китов, обошедшаяся на порядок дешевле, чем средства, обычно затрачиваемые на такого рода работы нефтегазовыми компаниями. (Несмотря на значительную дороговизну отдельных компонентов, особенно акустических, подготовка оборудования и полевые работы, включавшие несколько месяцев использования автомомобиля в чрезвычайно сложных условиях сахалинского бездорожья и судовые работы на учебном судне «Надежда», стоили менее 100 тысяч евро). Результаты будут представлены в отчете, над которым уже начали работать специалисты по морской акустике и специалисты по биологии китов. Наши разработки дают эффективный инструмент, которым могут воспользоваться, если пожелают, и нефтегазовые компании при производстве работ в зоне нагула серых китов.
WWF России и коалиция природоохранных организаций выражают надежду, что результаты проведенных исследований вместе с данными, полученными на средства нефтяных компаний побудят пересмотреть технические решения проектов «Сахалин 1» и «Сахалин 2», которые представляют опасность для серых китов, прежде всего маршрут подводного трубопровода от платформы «Моликпак», который в настоящее время предполагается провести по южной части пастбища серых китов. Однако в любом случае WWF и IFAW подчеркивают необходимость проведения независимого мониторинга воздействия на серых китов при непосредственном участии Государственной службы контроля окружающей среды на весь период развития сахалинских шельфовых проектов.