Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Радуйтесь, что не развалили до конца... 

17 февраля 2004
МПР признал свою главную заслугу - за последние годы не уничтожено ни одного заповедника

В российские СМИ поступило сообщение, которое представляет собой официальную реакцию со стороны МПР на заявления экологических организаций с обвинениями данного ведомства в развале системы особо охраняемых природных территорий России. Сообщение подписано начальником Управления охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда Министерства природных ресурсов РФ Юрием Дорошиным.

В сообщении говорится, что государственная лесная служба МПР России рассмотрела информацию экологов о реформировании заповедной системы в стране и считает, что принятые в этой части приказы Министерства от 15.12.2003 г. № 1107, от 19.01.2004 г. № 40, от 28.01.2004 г. № 69, от 02.02.2004 г. № 77 соответствуют 72 статье Конституции Российской Федерации, определяющей, что особо охраняемые территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

WWF считает необходимым напомнить чиновникам из МПР, что заповедники и национальные парки, в соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях», относятся к федеральной собственности, которая (71-я статья Конституции РФ) находится в исключительном ведении Российской Федерации. Чиновники федерального министерства, претендующего на нормотворчество, в своей профессиональной сфере должны, в соответствии с пожеланиями классиков, не только почитать законы и конституцию, но желательно также их и почитывать…

Далее в сообщение говорится: «Следует отметить, что в период реформирования не ликвидировано ни одного государственного природного заповедника и национального парка», из чего можно сделать вывод, что МПР ставит этот факт себе в заслугу.

Создание новых ООПТ фактически прекратилось только с разгромом независимых государственных природоохранных органов 17 мая 2000 года, причем после воцарения министра МПР Виталия Артюхова впервые с середины 50-х годов не было создано ни одного федерального заповедника и национального парка. Можно предположить, что господин Ю. Дорошин вслед за развалом системы лесной охраны готов не пощадить «живота своего» теперь уже и для дальнейшего развала уникальной системы российских государственных заповедников, национальных парков и других типов ООПТ.

Руководство МПР упорно делает вид, что не знает о том, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2001 года № 725-р был утвержден детальный перечень заповедников и национальных парков, которые должны быть созданы в России в период с 2001 до 2010 года. Ни один заповедник или национальный парк из этого списка за прошедшие три года создан не был!

Например, центральный аппарат МПР в течение этих лет просрочил подачу полностью согласованных с Ленинградской областью документов по созданию заповедника «Ингермандландского» в Правительство России, в результате чего все согласование с землепользователями и руководством региона нужно будет начинать сначала. Отдельные территории запланированных федеральных ООПТ уже переданы в долгосрочную аренду под вырубку леса (например, «Южно-таежный пихтовый заповедник» в Томской области) или документы для их создания так и не были внесены в Правительство Российской Федерации (национальные парки "Анюйский" (Хабаровский край), "Удэгейская легенда" и "Зов тигра" (Приморский край)).

Некоторые территории из правительственного перечня, создание которых по вине МПР «зависло», могут в ближайшее время утратить свою природоохранную ценность (заповедник «Утриш» в Краснодарском крае в районе Новороссийска – единственный участок малонарушенных сухих субтропических лесов на территории России). Более того, не смотря на то, что в стране декларируется существенный экономический рост и рост расходных статей федерального бюджета, финансирование заповедников в последние годы обеспечивается лишь на 30-50%.

Но при этом у министерства «хватило времени» незаконно передать часть Сочинского национального парка для организации охот высокопоставленных чиновников и поддержать поправки в Лесной кодекс, позволившие легализовать захват зеленых зон больших городов, региональных особо охраняемых природных территорий и защитных лесов I группы.

«В соответствии с приказом Министерства от 02.02.2004 г. №77 продолжает осуществлять функции государственного управления заповедниками и национальными парками специализированный Департамент особо охраняемых природных территорий. Что касается кадровой политики в отношении руководящего состава указанного Департамента и подведомственных учреждений МПР России, то это прерогатива руководства Министерства», - говориться в сообщении министерства.

Безусловно, многое из того, что пытается делать МПР, находится в компетенции Министерства, но оценивать эту деятельность может и должна общественность, ученые и независимые специалисты, в том числе специалисты экологических организаций. WWF России еще раз отмечает, что внутренняя управленческая политика МПР противоречит политике Правительства по снижению административных барьеров, принципам профессионального менеджмента и просто здравому смыслу.

«С учетом попытки фальсификации резолюции III Всероссийского съезда по охране природы, исключения из нее подавляющего большинства пунктов резолюции секции по особо охраняемым природным территориям и сохранению биоразнообразия, а также возмутительного по характеру проведения и хамского по тону выступлений руководителей центрального аппарата МПР совещания директоров заповедников и национальных парков России, которое прошло 25 декабря 2003 года, и на котором от директоров федеральных охраняемых территорий фактически требовали скрывать от средств массовой информации и неправительственных организаций факты противоречащих законодательству России распоряжений МПР России, мы просто обязаны тщательно отслеживать тенденции кадровой политики МПР в отношении заповедников и национальных парков» - говорит директор по охране природы WWF России Евгений Шварц.

И последнее. Тот факт, что на обвинения экологов отвечает господин Ю. Дорошин, выступление которого на совещании руководства МПР с руководителями государственных заповедников и национальных парков показало его полную некомпетентность в деле организации охраны особо охраняемых природных территорий и который несет ответственность за состояние всей лесной охраны в России, не только дает полное право независимым экологам давать оценку действиям его ведомства, но и фактически обязывает сделать это. И оценка WWF России такова – большинство приказов МПР в сфере охраняемых природных территорий направлены лишь на сохранение административного ресурса», а не на исполнение прямых обязанностей ведомства – улучшение состояния и развитие системы охраны окружающей среды Российской Федерации.

Помогите природе прямо сейчас!