Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Уроки «Престижа»

09 марта 2005
Готов ли Баренцевоморский регион не только возить нефть, но и ликвидировать последствия аварий?

4 марта 2005 г. в Мурманске прошел российско-норвежский семинар «Реагирование на аварийные разливы нефти в море», на котором Баренцевоморский проектный офис WWF России представил доклад об экологических рисках, возможных при транспортировке и добычи углеводородного сырья в экорегионе Баренцева моря.

Основной темой семинара был вопрос готовности аварийных служб к ликвидации последствий аварийных разливов нефти. В рамках семинара участвующие в нем предприятия и организации делились опытом по осуществлению безопасной эксплуатации объектов нефтеобеспечения.

Быстрый рост морских перевозок углеводородного сырья по Баренцевоморскому региону, дополненный планами разработок месторождений нефти российской Арктики, поменяла приоритеты у факторов, угрожающих экосистеме Баренцева моря. В последнее время на первое место1 выходит транспортировка нефти и сопровождающие ее негативные последствия, одним из которых, и наиболее опасным, могут стать аварийные разливы.

Руководитель Баренцевоморского проектного офиса WWF России Михаил Каленченко в своей презентации рассказал о существующих особо чувствительных зонах Баренцева моря. По его мнению, увеличение объемов нефтеперевозок должно сопровождаться соответствующим повышение стандартов экологической безопасности и готовности средств для ликвидации аварийных разливов нефти (так называемый план ЛАРН).

В своих выступлениях и публикациях WWF России неоднократно упоминал, что Баренцевоморский регион является одним из наиболее сложных для проведения аварийно-спасательных мероприятий. Полярная ночь, штормовая погода, ледовый покров, который в его юго-восточной части сохраняется на протяжении 7-8 месяцев в году, могут сделать невозможным их проведение в открытом море. Каре Йоргенсен, представитель норвежской Ассоциации «Чистое море» в своем докладе показал, что для минимизации возможных негативных последствий тяжелых погодных условий в открытом море любой нефтяной разлив должен быть локализован как можно ближе к источнику загрязнения. Для этого необходимо наличие необходимых средств и сил по ликвидации последствий морских аварий.

Увеличение объемов транспортировки российского углеводородного сырья стал уже вопросом нашего настоящего, а не далекого будущего. По оценкам норвежской стороны, исходя из доклада представителя Береговой Администрации Тура-Кристиана Слетнера, объемы транспортировки российского углеводородного сырья вдоль побережья Норвегии к 2015 году возрастут до 100 тысяч тонн в день (или более 36 млн тонн в год), а в случае строительства Мурманской трубопроводной системы до 300 тысяч тонн в день. Однако существующие планы ЛАРН России рассчитаны на то, что в регионе в 2015 году будет перевозиться 18 млн. т онн нефтепродуктов. Но уже в 2005 году прогнозируемый объем перевозок составит более 22 млн. тонн, что, по мнению Травина Е.И., зам. руководителя Госморспасслужбы России, ведет к необходимости корректировки существующих планов ЛАРН. Тур-Кристиан Слетнер отметил, что подобное развитие ситуации должно привести к увеличению ответственности всех заинтересованных сторон, а так же к разработке планов совместных действий при возникновении аварийных ситуаций.

В заключение семинара его участники высказали мнение, что для ликвидации последствий разливов на побережье очень важно продолжать диалог между общественными природоохранными организациями и нефтегазовыми компаниями, необходимо развивать и поддерживать существующие инфраструктуры по обеспечению аварийно-спасательной готовности в регионе Баренцева моря, и, перенимая опыт западных стран, для проведения аварийно-спасательных мероприятий целесообразно привлечение волонтеров.

Помогите природе прямо сейчас!