Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Утерянный груз...

07 августа 2003
Смертоносный контейнер грозит экологической катастрофой Командорским островам

Контейнер был отправлен из порта Елизавета в феврале и утерян у берегов Кореи в начале марта. Согласно сопроводительным документам, контейнер принадлежит американской компании Дюпон, которая производит полимерные продукты. Контейнер имеет форму цистерны и содержит около 20 тонн тетраэтилен гликоль дихентанона, компоненты которого содержат кожный раздражитель. В случае разлива ядовитое вещество нанесет непоправимый ущерб колонии морских котиков и прибрежным морским биоресурсам Командор.

Командоры только что получили сертификат биосферного заповедника ЮНЕСКО. Всемирный фонд дикой природы (WWF) постоянно работает там над совершенствованием охраны и управления заповедником и в этой связи выражает крайнее беспокойство сложившейся ситуацией. К сожалению, местные специалисты, которые сейчас самоотверженно работают над устранением угрозы, не имеют достаточных сил и средств для устранения подобных ситуаций.

Островные и морские заповедники и заказники - ценнейшее достояние России - сейчас брошены на произвол судьбы. WWF считает, что сложившаяся ситуация недопустима и государство должно выделять специальные средства на обеспечение и отработку взаимодествия различных ведомств (МПР, Госкомрыболовства, ФПС, МЧС) по охране удаленных заповедных побережий и морских пространств, таких как Командоры, заповедник «Остров Врангеля», зоны охраны морских млекопитающих на Курилах, Большой Арктический заповедник, федеральный заказник «Земля Франца-Иосифа».

Для того, чтобы избежать экологического бедствия (при первом же шторме емкость будет разбита о камни), было принято решение во время прилива при помощи самоходной баржи сдернуть емкость с мелководья и отбуксировать в село Никольское.

Представитель от Дюпон заключил договор с Алеутским рыбокомбинатом о снятии и транспортировке цистерны. Контейнер попытались стащить в море, но попытки пока были безуспешны. WWF надеется, что операция все-таки закончится успешно, природа Командор не пострадает, контейнер будет возвращен владельцу, а владелец оплатит расходы по проведению спасательной операции.

WWF обращает внимание на то, насколько незащищенной оказываются природа (и зависящее от нее население) таких уникальных и крайне удаленных мест. Спецморинспекция - подразделение Министерства природных ресурсов, ответственное за сохранение морской среды, не имеет средств, чтобы добраться до островов, обеспечить экологическую безопасность операции, а в случае разлива правильно подсчитать ущерб. Неясна правовая ситуация - если контейнер будет поврежден при попытке удаления его с пляжа, будет ли компания - владелец груза нести ответственность. Есть опасения, что опытные юристы фирмы Дюпон составили контракт с российскими исполнителями спасательных работ таким образом, что смогут переложить с себя, по крайней мере, часть ответственности в случае неудачи операции.

Этот случай наглядно показывает, насколько опасным может быть загрязнение с судов, даже если это происшествие не масштаба катастрофы танкера «Престиж». Именно поэтому Международная организация мореплавания выработала специальный механизм защиты морской среды - создание в международных водах особо уязвимых морских районов. Там вводятся специальные требования к судоходству, которые обязаны выполнять все страны - члены этой организации. К сожалению, российская сторона не поддержала этим летом введение первого такого района у берегов России на Балтике.

Помогите природе прямо сейчас!