

WWF подвел итоги исследования уровня браконьерства на юге Сибири
Задачей проведенного исследования являлось изучение объёма добычи животных и растений в Алтае – Саянском экорегионе, товарных потоков, путей реализации, спроса и предложения животных и растений; а также влияние существующего рынка (в том числе и зарубежного) на добычу видов.
Специалисты проанализировали все объявления о продаже объектов дикой флоры и фауны в региональных СМИ каждого субъекта РФ, входящего в Алтае – Саянский экорегион, объявления в Интернете, изучили анкеты, заполненные охотпользователями, провели консультации со специалистами.
В целом, эксперты делают вывод, что в Алтае – Саянском экорегионе 50% всей добываемой из дикой природы продукции сбывается незаконно.
Для шкур медведя, выдры и лисы, рогов северного оленя и сибирского горного козла, желчи медведя и мускуса кабарги, трофеев и растительного сырья доля нелегально продаваемой продукции превышает 75%.
Виды, включённые в Красную книгу РФ, добыча которых полностью запрещена или сильно ограничена, на нелегальном рынке являются эксклюзивным товаром. Информации о крупных партиях в открытые источники не попадает. Тем не менее, спрос удовлетворяется, в частности через пространство Интернет (алтайский горный баран аргали, снежный барс, крупные сокола – балобан и сапсан, алтайский улар).
По оценкам экспертов WWF, доля официальной добычи соболя в Красноярском крае превышена в 10 раз, медведя в 1,5-2 раза и составляет от 300 до 500 шт. в год.
Кабарга, которая добывается ради продажи мускусной железы в страны Юго-Восточной Азии для многих охотников является основным «кормящим» видом. Общую нелегальную добычу в Экорегионе можно оценить в 9,5 тыс. голов в год, что в 42 раза (!) больше официальной. Промысел, допустимый для существования популяций, превышен в среднем в 3 раза.
Добыча крупных соколов (кречет, балобан, сапсан) связана исключительно со спросом на них в Арабских странах. Нелегальный вылов в регионе составляет около 100 птиц в год. Мясо алтайского улара ценится коренными народами Алтая и Тывы, а также в традиционной китайской кухне. Специалисты оценивают нелегальную добычу в Туве до 100 шт. ежегодно.
Ежегодно на российской территории добывается около 30 аргали и 15 барсов, около 30 шт. барса ввозится из Монголии. Цена на шкуру барса варьирует от 3000 (у охотника в тайге) до 210 тыс. руб. (продажа через интернет в Москве). Особенность этих товаров в том, что продавцы ищут конкретного покупателя и работают также по системе заказов.
Растительное сырьё. Растительный бизнес очень развит в Республиках Алтай, Хакасия и Красноярском крае (родиола розовая, левзея сафлоровидная).
Подтверждается существование устойчивых, хорошо налаженных потоков закупки в регионе, транспортировки и перепродажи, обеспечивающие высокую прибыльность этого бизнеса, а это значит, что кроме проблемы сокращения популяций животных и растений, существует серьёзная проблема значительного нелегального денежного оборота, при котором денежные потоки минуют налогообложение.
Существующая в данное время система контроля за объёмами добычи, в том числе система борьбы с браконьерством, не достигают своей цели, именно поэтому результаты анализа WWF были предоставлены для усовершенствования работ программы TRAFFIC, Сибирского таможенного управления, Сибирской оперативной таможни, региональными Управлениями Охотнадзора и Росприроднадзора.
WWF продолжает уделять особое внимание контролю за незаконной торговлей объектами флоры и фауны на юге Сибири, где это является важным источником дохода, который обеспечивается и поддерживается устойчивым спросом как внутри страны, так и за её пределами.