

Защита таежных лесов Баренц-региона: возможности и ограничения
Участниками встречи, проведенной в рамках международной Баренц-Балтийской программы «Природа и Человек», стали представители природоохранных организаций и лесопромышленных компаний из Архангельской, Ленинградской областей, республик Коми и Карелия.
Участники семинара согласились, что при сохранении текущей практики лесного хозяйства, основанной на освоении все новых массивов естественно выросших лесов, качество и доступность лесных ресурсов будет снижаться. По словам экспертов, доля хвойных пород в составе лесного фонда постоянно уменьшается с середины прошлого века. Истощение лесного фонда приводит к увеличению конкуренции за оставшиеся лесные ресурсы и усилению попыток хозяйственного освоения ценных с экологической точки зрения лесов. В результате площадь таких лесов в Баренц-регионе стремительно сокращается.
В то же время, многие компании понимают необходимость перехода от рубок малонарушенных лесов к интенсивному лесовыращиванию на уже освоенных территориях. Так, по словам представителя Монди СЛПК Дениса Попова, сегодня в аренде компании сохраняется около 25 % лесов. Предприятием разработана стратегия постепенного отказа от заготовки древесины малонарушенных лесных территорий (МЛТ), которой компания четко следует. При этом Монди СЛПК удается сохранять МЛТ и увеличивать объемы заготовки.
В аренде компании ООО «Мется Форест Подпорожье» леса высокой природоохранной ценности и защитные леса составляют 40 % и формируют экологический каркас. Для обеспечения воспроизводства хозяйственно ценных пород примерно на 25 % площади аренды активизированы работы по лесному хозяйству – осуществляется «правильное управление», примерно столько же осваивается экстенсивно. По оценкам компании, через 30 лет «правильно управляемого лесфонда» будет достаточно для обеспечения потребностей предприятия.
К сожалению, сейчас в России скорость уничтожения природных ценностей намного выше скорости появления «правильно управляемых лесов». У большинства лесозаготовителей горизонт планирования слишком мал, чтобы думать о лесном хозяйстве и формировании будущего лесфонда.