

"Китовая" экспедиция на Шантарские острова завершилась
Научная перепись охотоморской популяции гренландских китов пополнилась новыми особями. За время предыдущих экспедиций ученые смогли "узнать в лицо" почти половину популяции и составить более 170 индивидуальных карточек-паспортов на каждую особь одной из самых малочисленных популяций этого вида, которая насчитывает, по экспертным оценкам, всего 300-400 особей. Пока точная цифра "новичков" в каталоге неизвестна, но только за первые недели экспедиции в каталог добавили больше 10 новых особей, которых раньше ученые не встречали в этом районе.
В ходе экспедиции ученым удалось встретить и самку с детенышем. Это первый случай в бухте Врангеля за три года наблюдений, и он может служить одним из подтверждений, что после рождения китят самки приходят именно к Шантарским островам. Ранее китята были замечены только в Ульбанском заливе.
"Где именно находится "родильный дом" охотоморской популяции и как проходят миграционные пути, по которым самки с детенышами идут на "летовку" к Шантарам, до сих пор неизвестно. Мы надеемся выяснить это в рамках будущих исследований, такая информация критически важна для сохранения популяции. Зная, в каких районах киты особенно уязвимы, можно сосредоточиться на снижении угроз для жизни и здоровья животных именно в этих местах", – говорит главный координатор проектов Всемирного фонда дикой природы по морским охраняемым территориям Анна Филиппова.
Еще одна интересная встреча в бухте Врангеля произошла с косатками – ученые впервые наблюдали за продолжительной охотой, тогда как раньше косатки ограничивались короткими погонями. Предполагается, что в бухте Врангеля и нескольких других бухтах в районе Шантарских островов гренландские киты проводят лето в том числе потому, что нахождение в них уменьшает опасность стать жертвой косаток – в бухтах достаточно мелко, что осложняет охоту. В этот раз косатки тем не менее решили попробовать.
"Охота длилась около 50 минут, и косатки группой целенаправленно нападали на одного кита. Кит был на самой мелкой воде, крутился, отбивался хвостом. Его тактика оказалась успешной – косатки хоть и покусали свою жертву, но были вынуждены уйти ни с чем", – рассказывает руководитель экспедиции Милена Морозова.
Шрамы от нападения косаток есть практически у каждого кита. Именно по шрамам и особенностям окраски кожи ученые идентифицируют каждую особь, занесенную в каталог. У некоторых даже появляются неофициальные имена, например, одного кита прозвали Космос за шрамы через всё тело, похожие на млечный путь, другого же исследователи называют «Со», потому что шрамы на его спине складываются в иероглиф ン из японской слоговой азбуки.
Как показали результаты предыдущих экспедиций, у трети особей есть шрамы от запутывания в сетях. Большинству удается избавиться от пут самостоятельно, однако в некоторых случаях верёвки прочно запутываются на хвосте и во время движения затягиваются настолько сильно, что могут, например, ампутировать часть хвостовой лопасти. В ходе экспедиции 2022 года ученые встретили кита, запутавшегося в неводе, за судьбой которого следила вся страна. Освободить его не удалось – кит скрылся под водой. После первой попытки участники экспедиции совместно с центром "Дельфа" разработали схему его вызволения и совершили еще три поисковых выезда, однако животное так и не обнаружили. Хотя кита не удалось снять достаточно хорошо, чтобы добавить его в каталог популяции, ученые надеются узнать животное, если встретят его снова.
Экспедиция продлилась 72 дня. Всего за это время было отснято более 4000 фотографий китообразных, плавсредств, рыбопромысловых объектов, выброшенных орудий лова, а также 27 часов съемок с двух дронов в целях фотоидентификации, фотограмметрии животных, оценки их поведения при антропогенном воздействии и в целях мониторинга соблюдения рекомендаций по наблюдению за китами. Во время комплексного сбора данных были взяты 47 проб кожи для последующего генетического анализа, которые помогут уточнить численность популяции.
Генетический материал собирался двумя способами. Во-первых, ученые вылавливали фрагменты кожи, которые оказывались в воде во время линьки китов. Во-вторых, участники экспедиции брали пробы биопсии с помощью арбалета. Этот способ не наносит животному вреда, но позволяет получить уникальную информацию об особи.
"Сейчас нам предстоит долгая и кропотливая работа по обработке и анализу материалов, которые удалось собрать в ходе экспедиции этого года, – добавляет руководитель экспедиции Милена Морозова. – Мы узнаем, сколько новых особей удалось встретить, изучим их особенности и узнаем еще много нового об охотоморской популяции. Результаты будут готовы в апреле. Надеемся в следующем году уже летом снова вернуться к китам у Шантарских островов".
Эта экспедиция, как и прошлая, стала возможна только благодаря поддержке российских сторонников Всемирного фонда дикой природы (присоединиться к проекту можно по здесь). В этом году значительную помощь экспедиции оказал фонд "Мир вокруг тебя", представители которого решили присоединиться к ученым во время полевого выезда.
“Участие в экспедиции дало возможность “вживую” увидеть работу команды ученых, понять насколько важен полевой материал для дальнейшего анализа и принятия необходимых мер для сохранения российской популяции гренландского кита”, – сказала Лариса Буянтуева, руководитель проектов Фонда Siberian Wellness “Мир вокруг тебя”.
Экспедиция к берегам Охотского моря проводится Всемирным фондом дикой природы и ИПЭЭ РАН им. А.Н. Северцова при финансовой поддержке многолетнего партнёра WWF России фонда Siberian Wellness «Мир вокруг тебя». Фонд Siberian Wellness «Мир Вокруг Тебя» сотрудничает с WWF России уже более девяти лет и помогает реализовать проекты по сохранению дикого северного оленя, барса, а также восстановлению популяции хищных птиц в Южной Сибири.