

От грамотного управления охотничьим хозяйством зависит стабильность популяции тигра и леопарда
Министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев поручил профильным Департаментам Министерства проработать вопрос о снижении ставок платы за единицу площади охотничьих угодий при заключении охотхозяйственных соглашений в отдельных дальневосточных регионах.
Напомним, что 30 июня 2010 г. вышло Постановление Правительства РФ от No 490 «О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений» согласно которому для охотпользователей Приморского края установлен размер единовременной платы 10 рублей за гектар. Постановление вызвало неоднозначную реакцию среди охотпользователей края, для которых даже такие суммы губительны и существенно отразятся на их деятельности по увеличению численности копытных животных и охране охотичьих угодий.
Около 80 % ареала амурского тигра находится на территории охотничьих хозяйств При- морского и Хабаровского краев. Охотники непосредственно влияют на изменение состояния популяции амурского тигра и дальневосточного леопарда - как в лучшую сторону, так и в худшую. Смещение вектора в ту или иную сторону зависит от продуманной государственной политики в отношении охотничьего хозяйства. Залог мирного существования охотника и тигра заключен в численности копытных животных, которая должна быть достаточной как для промысла, так и для существования хищников.
«Система ведения охотничьего хозяйства в ареале дальневосточного леопарда и амурского тигра давно устоялась и по оценкам многих экспертов является одной из лучших в стране, - комментирует координатор программы Амурского филиала WWF России по сохранению биоразнообразия Сергей Арамилев. - В Приморском крае, к примеру, порядка 110 охотничьих хозяйств разной формы собственности и уровня организации, что обеспечивает условия здоровой конкуренции и позволяет удовлетворять потребности разных слоев населения. Понятно, что, как и в любой отрасли, среди них есть более успешные и менее успешные, свои лидеры и отстающие. В интересах страны, чтобы охотничьи ресурсы были закреплены за грамотными управленцами, которые обеспечат копытными редких кошек и охотой местное население. В этом свете подход Министерства к пересмотру ставок в сторону уменьшения для хозяйств, несущих такую нагрузку, очень правильный и всецело нами поддерживается».
Сергей Арамилев отмечает общие проблемы охотничьих хозяйств юга Дальнего Востока, расположенных в ареале тигра и леопарда, не позволяющие им выплатить обозначенные суммы, не нанося ущерб своей деятельности и природе. По большому счету, это в основном дотационные охотхозяйства, живущие за счет спонсорской помощи, привлекаемой из бизнеса. Средств, заработанных непосредственно охотой, им хватает только на то, чтобы покрывать основные свои расходы, без вложения в развитие территории и мер по увеличению численности копытных животных. Сказывается неспособность местного населения тратить деньги на охоту в размерах, приближенных к европейским, к тому же в регионе широко развита промысловая охота, в том числе и коренных народов, которая по закону бесплатна. Поступления от трофейной охоты незначительны, охотников-«спортсменов» из Европы и Америки отпугивает расстояние от мест их проживания до мест охоты. В то же время охотничьим хозяйствам, благодаря их деятельности, государственному и общественному контролю, удается сохранить на своей территории достаточное количество краснокнижных животных.