Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Переход животных через трассу на Земле леопарда стал безопаснее

17 февраля 2017
Национальный парк «Земля леопарда» поделился замечательной новостью: камера сняла переход леопарда по Нарвинскому перевалу, над автодорожным тоннелем. Первый в России экологический тоннель успешно выполняет свою миссию.

WWF России с 2007 года активно участвовал в обсуждении природоохранной составляющей проекта реконструкции автомобильной трассы А-189 Раздольное-Хасан. Проблема состояла в том, что возрастала угроза фрагментации местообитаний дальневосточного леопарда, единственная в мире популяция которого на тот период насчитывала всего 30-35 особей. Дорога перерезала ареал этого краснокнижного вида, отсекая участки площадью около тысячи квадратных километров, и делила без того крохотную популяцию на две части. Также возникал вопрос безопасности перемещения диких животных через трассу.

«Фрагментация ареала – одна из самых серьезных угроз последней популяции дальневосточного леопарда. В 2007 году по рекомендации WWF России в порядке эксперимента Примавтодор построил под дорожным полотном 3 подземных перехода для диких животных. WWF России также подготовил предложения по строительству тоннеля под Нарвинским перевалом и мостов-переходов на Сухановском, Безверховском и Занадворовском перевалах. Никто не верил в реальность этих планов, но, благодаря личной поддержке Сергея Иванова и Юрия Трутнева, Нарвинский тоннель стал первым надземным переходом для тигров и леопардов над этой оживленной трассой. А значит, у леопарда есть шанс, что его интересы будут и впредь учитываться при инфраструктурном развитии Юго-Западного Приморья – важнейшего участка «Шелкового пути Китая», – комментирует Юрий Дарман, почетный советник Амурского филиала WWF России, к.б.н., заслуженный эколог РФ.

Самка под номером Leo 92F
© ФГБУ Земля леопарда
Именно это животное было зафиксировано фотоловушкой на Нарвинском перевале, над автодорожным тоннелем
© ФГБУ Земля леопарда
Март, 2016, на открытии автодорожного тоннеля в Хасанском районе Приморья. Теперь звери пересекают эту оживленную трассу по Нарвинскому перевалу, над тоннелем
© Юрий Смитюк
Дорога продолжает оставаться местом, крайне опасным для диких животных. Юрий Дарман, WWF России, и леопард Меамур, сбитый на трассе 24 октября 2015 года
© WWF России

Нарвинский перевал был одним из ключевых участков, на которые обратили внимание дорожников экологи. Теперь, после ввода в эксплуатацию в марте 2016 года тоннеля, прорытого в сопке для автомобилистов, редкие кошки и другие дикие животные, обитающие по разные стороны дороги, могут спокойно перемещаться между особо охраняемыми территориями ФГБУ «Земля леопарда» – одноименным национальным парком и заповедником «Кедровая Падь».

«Возвращение дальневосточного леопарда на Нарвинский перевал – символ изменения отношения людей к природе, общей ответственности за сохранение уникальной экосистемы юго-западного Приморья, – подчеркнула Татьяна Барановская, директор ФГБУ «Земля леопарда». – Природа откликнулась на заботу человека, и нет никаких сомнений, что решение о строительстве экодука в самом сердце «Земли леопарда» было верным. Зафиксированная фотоловушками прекрасная кошка выглядит абсолютно здоровой, это самка в самом расцвете сил. Не исключено, что в будущем ей еще не раз предстоит воспользоваться безопасным переходом уже не одной, а с маленькими котятами, для которых автомобильная угроза хоть и не исчезла полностью, но значительно снизилась».

Тоннель позволил значительно снизить угрозу для животных, пересекающих трассу А-189 Раздольное – Хасан, и, конечно, его комфорт сразу оценили автомобилисты. Однако дорога продолжает оставаться местом, крайне опасным для диких животных.

«К сожалению, такой переход – пока единственный на протяжении всей трассы на Юго-Западе Приморья. Хотя при ее проектировании были и другие предложения, которые так и не были учтены. В связи с этим мы периодически становимся свидетелями трагедий, связанных с гибелью редких кошек на этой дороге. В целом за последние 10 лет только по подтвержденным данным на Юго-Западе Приморья на трассе было сбито автомобилями 3 тигра и 2 леопарда. И эти случаи, кстати, так и не были рассмотрены в уголовном порядке. До сих пор не расставлены предупредительные знаки и не наложено ограничение скорости движения для автомобилей в местах переходов животных, – отмечает Павел Фоменко, руководитель отдела Амурского филиала WWF России по сохранению редких видов, почетный работник охраны природы РФ. – В дальнейшем оживленность движения и количество автомобилей будут только возрастать. Не за горами – реализация инвестиционного проекта международного транспортного коридора «Приморье-1», который соединит китайскую провинцию Цзилинь с портом Зарубино. Как горячие пирожки разбираются сейчас земельные участки на Юго-Западе Приморья по программе «Дальневосточный гектар». Между тем эта территория остается местом обитания единственной в мире популяции дальневосточного леопарда, которая сегодня насчитывает около 80 особей. Мы полагаем, что последствия ее мощного развития, активизации жизни людей по сторонам автотрассы Раздольное – Хасан и обитание здесь редких кошек – тигра и леопарда, надо просчитывать уже сейчас для того, чтобы предвидеть и минимизовать возможные конфликты интересов человека и дикой природы».

Для дополнительной информации
Руководитель отдела по редким видам Амурского филиала WWF России
Пресс-секретарь Амурского филиала WWF России
Помогите природе прямо сейчас!