

Поселку Диксон необходима система предотвращения конфликтов с белыми медведями
В одном из самых северных населённых пунктов России необходимо вплотную заняться “беломедвежьим вопросом”. По данным ветеринаров Московского зоопарка, которые осматривали парализованного медведя, в животное стреляли дробью, а также сильно ударили его в бок, на что указывают переломы ребер. У зверя сломан позвоночник, и он больше не сможет ходить. Предположительно удар мог быть нанесен бампером автомобиля, но точные обстоятельства должны выяснить правоохранительные органы Красноярского края.
“Необходимо тщательно разобраться в том, что произошло с этим животным. Выяснить, чем была вызвана такая реакция человека, было ли это самозащитой или браконьерством. Кроме того, важно понимать обстоятельства произошедшего, чтобы разобраться, какие есть проблемы с белыми медведями в поселке и как избежать подобных ситуаций в дальнейшем”, – говорит Варвара Семенова, Главный координатор проектов по сохранению биоразнообразия Арктики Всемирного фонда дикой природы.
Последние годы из-за активного освоения Арктики и глобальных климатических изменений участились встречи с белыми медведями на берегу в безледовый период. Кроме того, из-за развития связи сообщения о встречах и происшествиях с медведями стали чаще появляться в информационном пространстве. Благодаря этому возникла возможность быстрее реагировать на экстренные случаи.
В поселке Диксон, где был обнаружен раненый и парализованный медведь, это уже не первый инцидент в этом году, который закончился нанесением вреда редкому хищнику. В июле там была обнаружена медведица с застрявшей во рту банкой тушенки. Эту банку дикий зверь мог найти на поселковой помойке или получить как лакомство от местных жителей, хотя подкармливать их категорически нельзя. В августе в сети появилось видео, как медведь свободно гуляет по улицам Диксона, и никто не предпринимает серьезных попыток по его отгону с территории, где проживают люди. Во многих населенных пунктах на крайнем севере, где встречи с белыми медведями регулярны, работают бригады добровольцев “Медвежьих патрулей”, состоящие из местных жителей, которые отгоняют животных от поселков и учат людей не привлекать хищников. В Диксоне такого отряда на данный момент нет, как не существует и специальной “антиконфликтной” инфраструктуры – системы оповещения, видеонаблюдения, ограждений возле социально значимых объектов, например, школы.
“В России есть успешные примеры использования такой инфраструктуры. Она была установлена на метеостанции на острове Вайгач, которая раньше не могла нормально работать из-за постоянных посещений белых медведей. Аналогичный проект с помощью российских сторонников Всемирного фонда дикой природы удалось реализовать в поселке Амдерма. Там вся эта инфраструктура есть и успешно работает, – рассказывает Варвара Семенова. – Ситуацию в Диксоне нужно изучать, но невозможно сделать это без поддержки местных жителей. У нас большой опыт по налаживанию таких ситуаций, и мы открыты к диалогу с властями края и города. Фонд готов снабдить Диксон и Красноярский край методической литературой, памятками о том, как минимизировать конфликты, а также предоставить специальный актиконфликтный видеокурс, разработанный нами совместно с Московским зоопарком в рамках Президентского гранта в этом году”.
Кроме того, вопросы предотвращения и решения конфликтов с дикими животными не достаточно проработаны в существующей нормативно-правовой базе. Анализ, проведенный Всемирным фондом дикой природы, показал, что практика прикармливания редких хищников и провокаций, направленных на них, никак не регламентируется законом. Введение административной ответственности хотя бы за прикорм белых медведей и других краснокнижных хищников могло бы облегчить ситуацию с конфликтами.