18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ВСЕМИРНЫМ ФОНДОМ ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННЫМ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОГО ФОНДА ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Открыть новую версию сайта
Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

WWF: Берингов пролив необходимо сделать безопасным для китов и людей

16 февраля 2022
17 февраля опубликован совместный доклад Всемирного фонда дикой природы и партнерских научных организаций, посвященный «китовым магистралям» – ключевым миграционным путям китов и их пересечениям с хозяйственной деятельностью человека. Самый сложный в этом смысле район в российских водах – Берингов пролив
Карта "китовых магистралей" по всему миру

В рамках доклада впервые на одной карте были обозначены маршруты 845 китов, полученные в результате спутникового мониторинга. Были проанализированы результаты исследований более 50 групп ученых по всему миру за последние 30 лет. Данные, полученные в ходе этой масштабной аналитической работы, показали, что антропогенные угрозы для китов становятся все серьезней с каждым годом. Промышленное загрязнение, столкновения с судами, подводный шум, неустойчивое рыболовство, изменения климата – все это влияет на китов, их места обитания и источники питания. Только в результате прилова в рыболовных сетях гибнет до 300 тысяч китообразных в год. Чтобы сохранить морских гигантов, которые помогают нам бороться с изменениями климата, поглощая углекислый газ из атмосферы, необходимо изменить подход к использованию океана человеком и организовывать хозяйственную деятельность таким образом, чтобы она приносила пользу людям и не вредила экосистемам.

Для нашей страны доклад представляет особенный интерес в связи с развитием Северного Морского Пути. Одним из ключевых районов, где китовые магистрали пересекаются с экономическими интересами человека, является Берингов пролив. Это единственный узкий (шириной чуть более 80 км) и мелководный (с наименьшей глубиной фарватера равной 35 м) пролив, соединяющий Тихий и Северный Ледовитый океаны. Каждый год здесь концентрируется до сотни тысяч морских млекопитающих, которые каждый год перемещаются с севера на юг и обратно. Это серый, гренландский и горбатый киты, финвал, малый полосатик, косатки и белухи, моржи и другие ластоногие. Из-за сокращения ледового покрова в Арктике летом, этот район становится все более востребованным. По данным доклада, трафик в этом районе за последние десять лет удвоился (с 262 проходов кораблей в 2009 году до 494 в 2019-м) и продолжит расти. 

«Это один из ключевых районов Мирового океана – как по причине своего географического положения, так и благодаря своей продуктивности. Проходящее через пролив течение обеспечивает поступление в Чукотское море и море Бофорта относительно теплых и богатых биогенами вод из Берингова моря. О значимости этого района для китообразных, об их количестве и стабильности присутствия здесь говорит и факт формирования на берегах пролива целых культур, полностью ориентированных и зависимых от морской фауны, например, у эскимосов и чукчей, – отметил главный координатор проектов по морским охраняемым территориям WWF России Борис Соловьев. – Активное освоение арктических морей и развитие Северного морского пути – это уже наша реальность. К счастью, ещё не поздно принять необходимые меры, чтобы при активном освоении региона сохранить хрупкие экосистемы, в частности организовать движение судов так, чтобы воздействие на животных было минимальным».

Схемы из Атласа, посвященного использованию Берингового пролива, 2019 года (см. приложенные документы верху страницы)
Схемы из Атласа, посвященного использованию Берингового пролива, 2019 года (см. приложенные документы верху страницы)
Распределение китов (обозначены полупрозрачными цветами) и судовых маршрутов (желтые и красные, в зависимости от интенсивности)
Схемы из Атласа, посвященного использованию Берингового пролива, 2019 года (см. приложенные документы верху страницы)

Авторы доклада отмечают, что в Беринговом проливе пересекаются три перспективных маршрута, которые будут активно развиваться ближайшие 20 лет: Северный Морской путь, Северо-западный проход и Трансполярный морской путь. В 2018-м году для того, чтобы упорядочить судовые маршруты и снизить риски ЧС в проливе, международной морской организацией по предложению России и США была принята особая схема движения судов в проливе, и сейчас она успешно работает. Чтобы сохранить миграционные пути китов и других морских млекопитающих максимально свободными, необходимо, чтобы эти правила соблюдались всеми судами и дальше, ведь трафик через пролив будет только расти. Кроме того, сейчас обсуждается создание особого района, которого судам следует избегать (РКСИ), вокруг острова Ратманова, расположенного в центре пролива. 

Важными для сохранения китов также являются акватории соседствующих с проливом морей – Чукотского и Бофорта. В настоящее время при участии WWF России идет обсуждение возможности придать проливу и некоторым районам этих морей статуса Особо уязвимого морского района (ОУМР), который позволит на международном уровне создать гибкий режим регулирования судоходства в этих водах в целях сохранения морской среды. Кроме того, WWF России проводит исследования подводных шумов у побережья Чукотки, чтобы понять, как они влияют на китов.

«Первые шаги уже сделаны, но впереди еще много работы. Берингов пролив – место беспрецедентное по своему значению и требует принятия соответствующих мер. Необходимо действовать для того, чтобы снизить вероятность столкновений судов с китами в проливе, добиться снижения уровня подводных шумов, наладить системный мониторинг. Делать это нужно немедленно, благо в мире уже накоплено достаточно релевантного опыта», – добавил Борис Соловьёв.

Помимо Берингова пролива в Российской Арктике есть еще несколько районов, где также образуется эффект «бутылочного горлышка» как для судового трафика, так и для миграционных путей морских млекопитающих. Это в частности Карские ворота, пролив Вилькицкого. Для этих районов также необходимо создать правила движения судов, которые снизили бы возможность столкновений и других угроз для животных.


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда. 

Помогите природе прямо сейчас!