18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ВСЕМИРНЫМ ФОНДОМ ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННЫМ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОГО ФОНДА ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Открыть новую версию сайта
Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Зеленая экономика
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Исследование WWF. Каких животных может погубить незаконная торговля

22 апреля 2020
В 50-ю годовщину Дня Земли WWF России представляет результаты исследования оборота диких животных. Эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) проанализировали ситуацию с торговлей дикими животными и выявили виды, которые могут исчезнуть из-за активного спроса как на живых животных, так и на части их тел за рубежом.

WWF России опубликовал отчет «Коммерческий оборот диких животных в Российской Федерации». Согласно отчету, Россия является активным участником международного рынка диких животных. Только легальный их оборот в нашей стране ежегодно составляет тысячи живых животных и несколько миллионов частей их тел. Но легальный оборот - это лишь вершина айсберга. Основной оборот животных, частей их тел и изделий из них приходится на “черный рынок”. Контрабанда диких животных в стране по количеству задокументированных случаев занимает лидирующие позиции наряду с контрабандой культурных ценностей и отстает только от контрабанды оружия. 

Соотношение случаев контрабанды образцов СИТЕС и иных видов контрабанды без учета контрабанды наркотиков по данным ФТС

“На данный момент не существует статистики по реальному объему нелегального оборота объектов животного мира, их дериватов и производных. В некоторых случаях можно представить себе приблизительную картину по косвенным признакам, и даже эта неполная картина выглядит очень тревожной. Например, количество соболиных шкур на пушном аукционе в Санкт-Петербурге за 2013-й год составляло 323 процента от официально добытых. И это только внутренний рынок. Объем незаконного оборота может отличаться от легального в десятки раз, – говорит руководитель проекта, научный руководитель программы WWF России по сохранению биоразнообразия Владимир Кревер. – В результате исследования рынка мы пришли к выводу, что современный легальный и нелегальный оборот в совокупности угрожает существованию нескольких видов животных. Если не удастся взять под контроль браконьерство и контрабанду диких животных и частей их тел, в России могут исчезнуть сайгаки, балобаны, кречеты. В опасной ситуации уже оказались некоторые популяции дикого северного оленя, мускусного оленя кабарги, некоторые виды хищных птиц”. 

Сайгака добывают ради рогов, которые пользуются большим спросом в азиатских странах как ингредиент препаратов традиционной медицины. В марте сайгак был внесен в российскую Красную Книгу, но охота на него была закрыта еще в 1999 году, так как популяция катастрофически сократилась из-за бесконтрольной добычи — еще 70 лет назад в стране обитало около 800 тысяч животных, а сейчас, по данным последнего учета с помощью беспилотных летательных аппаратов, в Северо-Западном Прикаспии удалось насчитать чуть более 6000 особей. Все они обитают на охраняемых природных территориях, и самцов, за которыми и охотятся браконьеры, вдвое меньше, чем бывает при стабильном положении популяции. Несмотря на нулевую квоту добычи, партии рогов продолжают останавливать на таможне. В частности, весной 2018-го года на границе с Китаем задержали партию из 1300 рогов — это эквивалент 650 самцам.

Мускус кабарги и живые хищные птицы являются одними из самых популярных «товаров», которые нелегально вывозят за границу — 35 и 29 процентов от общего числа зарегистрированных случаев контрабанды объектов СИТЕС.

Наиболее часто встречающиеся объекты контрабанды среди образцов СИТЕС, согласно данным ФТС России
Основные рынки сбыта частей и дериватов российских диких животных находятся в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Мускус кабарги, панты дикого северного оленя, рога сайгаков, а также кости, вибриссы, пенисы и другие части амурских тигров используются в традиционной восточной медицине. В страны Персидского залива незаконно вывозят живых соколов для соколиной охоты, что сегодня критично влияет на численность популяций балобана и кречета. В 2018 году таможенные органы предотвратили контрабанду 28 кречетов, сапсанов и балобанов стоимостью более 30 млн руб. В то же время, по экспертным оценкам, вывоз из России только кречетов может достигать 400 особей в год.
Павел Фоменко проводит экспертизу изъятых тигриных шкур. © WWF России
Сокол-балобан. © Александр Куксин
Сайгаки в заповеднике "Черные земли", Астраханская область. © Алексей Школьный / WWF России
Кабарга. ©Григорий Мазманянц / WWF России

"Хорошая новость в том, что за последние годы наша страна сделала важные шаги в борьбе с незаконным оборотом объектов животного мира. Большую роль сыграло появление в УК РФ ст. 258.1 (Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов...), значительно усилившая наказания за оборот целого ряда коммерчески привлекательных видов. В последние годы Минприроды России и Росприроднадзор уделяют все больше внимания решению давно наболевших проблем в сфере нелегального оборота объектов животного мира – например, созданию пунктов передержки конфискованных животных и порядка их дальнейшего оборота, Генпрокуратура предпринимает шаги по пресечению нарушений в сфере интернет-торговли, Федеральная таможенная служба развивает соответствующую кинологическую службу и проводит курсы повышения квалификации своих сотрудников в данной сфере, – объясняет Владимир Кревер. – Однако на данный момент сохраняется проблема оперативного взаимодействия между ведомствами, которые занимаются пресечением контрабанды. Например, сотрудники таможенной службы не могут в режиме онлайн проверить подлинность сертификатов СИТЕС. Отсутствует налаженная система экспертизы перемещаемых объектов. По результатам исследования мы выработали ряд рекомендаций, которые помогут разрешить многие проблемные вопросы".

Выявленные в исследовании тренды требуют мониторинга и внутреннего оборота. Последнее десятилетие внутренний спрос на части российских диких животных растет. Россияне стали чаще покупать мускус кабарги, которая ранее направлялась только на экспорт, медвежий жир и желчь. Начало расти количество предприятий по переработке частей и дериватов диких животных, стали развиваться бренды соответствующей продукции, появились сопутствующие лечебные практики. Шкуры и когти диких животных, в том числе краснокнижных, стали популярными сувенирами в ряде регионов, хотя среди них попадаются нелегальные образцы.

“В данном отчете мы не рассматривали вопросы незаконного оборота древесины и недревесной продукции леса, водных биоресурсов, но планируем, что это станет темой наших следующих исследований”, – добавляет Владимир Кревер.
В публикации представлен обзор современной нормативной правовой базы в сфере оборота диких животных и оценка ее коррупциогенности, объемы и специфика торговли отдельными видами, структура рынка, а также предложены рекомендации по борьбе с незаконной торговлей видами дикой фауны на территории Российской Федерации в условиях единой таможенной зоны Евразийского экономического союза.

Справочно

Нелегальная торговля дикими животными – это привлекательный бизнес за счет высоких доходов. Мировой оборот дикой фауны может достигать 23 млрд долларов США ежегодно. 

СИТЕС – Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Особо ценные виды – виды животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемые международными договорами Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. № 978. В перечень входят аргали, амурский тигр, белый медведь, леопард, зубр, сайгак, снежный барс, балобан, беркут, кречет, сапсан, а также ряд водных биологических ресурсов.


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда. 

Помогите природе прямо сейчас!