

Утвержден Национальный план адаптации к изменениям климата
В документе определены федеральные организационные и нормативно-правовые меры на 2020-2022 гг., порядок разработки отраслевых и региональных планов, информационное и научное обеспечение работ. За три года нужно будет лучше разобраться с ситуацией и приступить ко второму этапу адаптации – конкретным мерам в различных отраслях экономики, лесном и сельском хозяйстве, охране природы и здравоохранении.
План предусматривает создание соответствующей организационно-правовой структуры на федеральном уровне, разработку к концу 2021 года отраслевых планов, а также широкий спектр действий по информационному и научному обеспечению работ.
«Документ очень нужный и своевременный, его появление и веление времени – в России за последние 15-20 лет в 2 раза выросло число опасных метеорологических явлений, но и веление науки, – комментирует директор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин. – Работы российских ученых, и последние международные доклады с их участием, однозначно говорят о ведущей роли человека в изменениях климата в масштабе XXI века. А раз так, то само не пройдет, надо адаптироваться всерьез и надолго».
Во вводной части плана перечислены главные отрицательные последствия ожидаемых для России изменений климата: риски для здоровья, риск более сильных и частых засух, экстремальных осадков и наводнений, повышение пожароопасности лесов, деградация вечной мерзлоты, нарушение экологического равновесия и вытеснение одних видов другими, расход электроэнергии на кондиционирование. Отмечены и позитивные моменты: экономия на отоплении, улучшение условий прохода судов в арктических морях, условий сельского хозяйства в ряде регионов, рост продуктивности лесов.
«В документе совершенно верно говорится об отрицательных последствиях, но лишь возможных положительных эффектах, – говорит Алексей Кокорин. – Отрицательные действуют сами и, как мы видим, уже довольно сильно, а позитивными еще надо суметь воспользоваться, там тоже немало «подводных камней» и негативных обратных связей. Например, увеличение климатически обусловленного прироста лесов не должно сойти на нет из-за пожаров и экологически неграмотных рубок».
WWF России приветствует утверждение плана и отмечает принципиальную важность строго научного подхода к вопросу. Очень позитивно, что в план включена подготовка к концу 2022 года «Третьего оценочного доклада об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации», включающего оценки уязвимости и сценарии адаптации. Он должен стать научной основой работ по второму этапу – в 2023-2025 годах и на дальнейшую перспективу.
В то же время, WWF подчеркивает, что есть предел того, к чему может приспособиться природа России и ее жители. Нельзя забывать и о снижении выбросов парниковых газов, прежде всего, в энергетике, а также об охране наших лесов, направленной на сохранение их пока еще высокой способности поглощать СО2.
У WWF России уже есть опыт анализа изменений климата и прогноза на будущее при создании особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в арктических регионах России. Теперь всего через два года должна быть завершена разработка всеобъемлющего «отраслевого плана адаптации в сфере природопользования», реализация которого должна повлечь должный учет проблем адаптации при создании ООПТ. Есть у WWF России и практические наработки в просвещении и образовании по климатической тематике, которые могут помочь Минпросвещению и Минобрнауки России в предусмотренном планом включении знаний об изменении климата, адаптации человека и экономики, в федеральные стандарты общего и среднего профессионального образования.
«Именно с такого подхода, с подготовки однотипных региональных климатических паспортов WWF России начинал работы по анализу климатических проблем и адаптации 20 лет назад, были подготовлены паспорта Алтае-Саянского экорегиона, Таймыра, Кольского полуострова и Чукотки. Тогда эта инициатива не получила государственной поддержки, теперь она становится реальностью», – добавляет Алексей Кокорин.
«Утверждение плана сразу после принятия Россией Парижского соглашения, с одной стороны, случайность, соглашение не требует плана, а, с другой стороны, символично, – говорит Алексей Кокорин. – Это характеризует рост понимания климатических проблем их серьезности и долгосрочности, понимания необходимости действовать».
Фото в анонсе и заставке: (с) Михаил Брагин / WWF России.