Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Госпрограмма по развитию лесного хозяйства России должна стать инструментом реализации лесной политики

14 августа 2014
WWF рекомендовал внести в госпрограмму ряд изменений, связанных с обеспечением перехода к интенсивному устойчивому лесному хозяйству, участия населения в лесоуправлении и созданию национального лесного наследия.

13 августа состоялось очередное заседание Общественного совета, созданного при Федеральном агентстве лесного хозяйства и действующего в рамках работы Открытого правительства. 

Основным вопросом обсуждения стала корректировка государственной программы  развития лесного хозяйства России на период до 2020 года. Как отметил в своем выступлении директор по природоохранной политике WWF России, д. г. н., сопредседатель Общественного совета Евгений Шварц, госпрограмма должна соответствовать  «Основам государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года», разработанным с участием WWF и других общественных организаций, бизнеса, ученых и экспертов и принятым в сентябре 2013 г.  Как сказано в тексте политики, именно этот документ служит основой для разработки и совершенствования лесного и смежного законодательства, нормативно-правовой базы, программ и планов развития лесного сектора. Однако в настоящее время между госпрограммой и политикой существуют серьезные противоречия.

Одним из основных постулатов лесной политики является переход от экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на рубку все новых массивов и негативно сказывающейся на состоянии российских лесов, к интенсивной. Тем не менее, в политике и госпрограмме само понятие интенсификации трактуется по-разному. Так, госпрограмма говорит об интенсификации как об усилении использования лесов через освоение ранее недоступных территорий. По мнению же WWF, интенсивное лесное хозяйство подразумевает повышение продуктивности уже освоенных и экономически доступных лесов.

«Несмотря на декларацию в лесной политике перехода на интенсивную модель, де-факто госпрограмма ориентирована на сохранение советской  экстенсивной модели, которая уже привела к деградации эксплуатационных лесов и кризису в лесной отрасли, - подчеркнул  Е. Шварц. - Крайне важно исключить неверное представление об интенсификации, заложенное сейчас в Программе, переориентировав ее на использование вторичных лесов старо-освоенных территорий».

Эксперты WWF также обратили внимание Совета на то, что в тексте госпрограммы полностью отсутствуют некоторые значимые для лесного сектора положения, прописанные в лесной политике, например, такие как обеспечение открытости информации о лесах и деятельности органов власти по управлению ими, участия населения в принятии решений в сфере лесопользования, сохранение экологических функций лесов и биологического разнообразия. Была подчеркнута принципиальная необходимость разделения показателей эффективности реализации госпрограммы по лесам, находящимся в аренде с целью заготовки древесины и не арендованным лесам, а также введения в госпрограмму показателей, которые бы позволяли оценить степень развития интенсивного лесного хозяйства, например, годичный объем заготовки древесины с единицы площади в арендованных лесах.   

Отдельной темой обсуждения на заседании Совета стал вопрос о формировании национального лесного наследия - фонда лесов, не подлежащих промышленному освоению. Положение о создании национального наследия уникальных лесов было включено в лесную политику по инициативе WWF России. Теперь пришло время обсудить, как воплотить постулаты «лесной конституции» в жизнь. 

«Основой для формирования лесного наследия должны статькрупные территории, не подвергавшиеся значимому воздействию хозяйственной деятельности человека, и значимые для сохранения биоразнообразия и предотвращения климатических изменений на глобальном либо национальном уровне, - отметил координатор WWF России по лесам высокой природоохранной ценности Константин Кобяков. – Примерами таких территорий могут стать массив площадью 1 млн га в междуречье Северной Двины и Пинеги - один из последних сохранившихся крупных участков европейских среднетаежных лесов, а также кедрово-широколиственные леса в долине реки Бикин». 

Общественный совет поручил WWF и другим общественным организациям, входящим в его состав, разработать предложения по критериям отбора лесных участков, которые будут входить состав национального лесного наследия, лесохозяйственному режиму этих участков и предложить примерный перечень таких территорий. Вопрос запланировано рассмотреть повторно на одном из ближайших заседаний совета.

 

© WWF России / Юлия Калиничева
Помогите природе прямо сейчас!