Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Правительство РФ начинает выполнение Киотского протокола

25 марта 2005
Правительство России подготовило «Комплексный план действий по реализации в Российской Федерации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

С октября прошлого года он готовился под руководством Минэкономразвития, затем согласовывался со всеми заинтересованными ведомствами и, наконец, в конце февраля Михаил Фрадков дал указание начать выполнение плана. Наряду с выполнением плана решено к маю 2005 г. сформировать межведомственную комиссию по проблемам реализации Киотского протокола, своего рода координационный орган, который должен позволить более оперативно решать технические вопросы.

В последние годы, много раз возникал вопрос «А кто же главный в России по Киото?». Судя по принятым решениям, «главных» опять несколько – различные ведомства выполняют разные разделы плана, но самый главный, вероятно, Герман Греф, поскольку именно ему дано указание сформировать межведомственную комиссию и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных планом.

План состоит из 4 разделов. В первом перечисляются меры по сокращению выбросов парниковых газов в различных секторах экономики. На практике здесь нет ничего нового, цифры в основном взяты из уже имевшихся федеральных целевых программ и из «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.». Однако в плане все меры собраны под «зонтиком» Киотского протокола, который можно рассматривать как дополнительный административный стимул их выполнения. Численные показатели плана относятся к 2008 г. и они выражены в единицах энергоэффективности, экономии природного газа, посадки лесов и т.п., без пересчета в снижение выбросов в тоннах CO2. В частности, РАО ЕЭС должно сократить удельное потребление топлива на 8%, экономия (снижение потерь) газа при его доставке конечным потребителям должна составить 47 млрд. куб. м., на транспорте экономия энергетических ресурсов должно быть не менее 9,3 млрд. т условного топлива.

Второй раздел посвящен созданию и работе национальной системы учета выбросов парниковых газов и поглощения их лесами. За это будет отвечать Росгидромет, координирующий работу различных ведомств по данной проблеме. В том же разделе Плана Минэкономразвития поручено к декабрю 2007 г. подготовить прогноз выбросов на период до 2020 г.

Третий раздел – внедрение в России экономических механизмов Киотского протокола. Минэкономразвития подготовит перечень нормативных актов, прежде всего, «Порядок утверждения, регистрации и контроля за реализацией проектов совместного осуществления в Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Киотского протокола». По мнению WWF России, такой документ принципиально важен, именно его отсутствие не дает российским предприятиям участвовать в международных проектах по снижению выбросов и получать «киотские инвестиции». С другой стороны, очень важно тщательно подготовить Порядок и заложить в него экологически обоснованные принципы и критерии, не дать забюрократизировать и затягивать рассмотрение проектных заявок.

В том же разделе МПР поручена организация и ведение Реестра единиц (квот) Киотского протокола, то есть ведение базы данных собственников квот, их передачи, покупки и продажи.

Четвертый раздел посвящен международной деятельности и переговорному процессу по следующему международному соглашению (Киотский протокол действует только до конца 2012 г.), за что будут отвечать Росгидромет, МИД и другие заинтересованные ведомства.

В целом План безусловно является принципиально важным практическим шагом, но в нем могут скрываться и серьезные «подводные камни». Например, вопросы торговли квотами в плане прямо не прописаны, что затягивает их решение и оставляет место для произвольной трактовки вариантов. Российские официальные лица, в частности, представитель Президента по данной проблеме Александр Бедрицкий неоднократно подчеркивали, что Россия не намерена как можно быстрее и «по дешевке» распродать квоты. Теперь важно закрепить это намерение в плане и нормативных документах.

Другая проблема – затяжка с выработкой стратегической и долгосрочной позиции России по парниковым газам. Соответствующие переговоры было бы логично поручить экономическому, а не метеорологическому ведомству, да и сам прогноз до 2020 г. Минэкономразвития собирается делать очень долго - 2,5 года. Еще один вопрос, по силам ли Росгидромету сделать учет выбросов, отвечающий международным стандартам. Вероятно, тут не обойтись без усилий всех ведомств, а также международной технической помощи.

Отрадно, что действия Правительства находят отклик в регионах, которые всерьез задумываются о практическом участии в Киотском протоколе. В частности в Архангельской области только что создан Совет по вопросам изменения климата и контролю за выбросами парниковых газов. В Амурской области принят закон «О развитии нетрадиционных возобновляемых источников энергии в Амурской области». Все это конкретные шаги, наглядно показывающие, что в России есть немало людей желающих с пользой реализовать Киотский протокол и знающих как это сделать.

Помогите природе прямо сейчас!