

WWF предложил решение проблемы сохранения лесных ресурсов на расширенном заседании Правительства Хабаровского края
25 января состоялось расширенное заседание Правительства Хабаровского края, посвященное исполнению в регионе Указа Президента России «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Благодаря сотрудничеству Управления лесами, Министерства информационных технологий и связи Хабаровского края и общественных организаций информатизация лесного хозяйства стала одним из примеров оптимизации бизнес-процессов и автоматизации административных процедур, которые внедряются в крае с конца прошлого года.
Речь, в частности, шла о результатах применения в Хабаровском крае системы автоматического оперативного мониторинга незаконных рубок «КЕДР», которая активно внедряется в Приморском и Хабаровском краях по инициативе WWF России при поддержке Минвостокразвития России и аппарата полномочного представителя Президента РФ в ДФО. О дальнейшей автоматизации лесного хозяйства и проблеме нарушения лесного законодательства «законными» лесопользователями.
Как отметил министр, конечный результат проекта информатизации лесной отрасли во многом зависит от принятия или непринятия необходимых изменений на уровне федерации: «В оптимистичном варианте до 80% административных решений можно переложить на компьютер, на человеке остаются только стратегические документы — лесной план и проекты освоения лесов, а также проверка сигналов системы о незаконной рубке либо проверка о несоответствии совокупности отчетных документов стратегическим. Положительные сдвиги на федеральном уровне уже видны. Например, 29 декабря прошлого года в Лесной кодекс внесены поправки, позволяющие часть аукционов перевести в электронный вид, что повысит конкуренцию на аукционах и, как следствие, обеспечит пополнение краевого бюджета».
Главной проблемой лесного хозяйства на Дальнем Востоке до недавнего времени были незаконные рубки. Они занимали значительные объемы, биоразнообразию лесов наносился ущерб, а государство теряло значительные поступления в бюджет. С внедрением системы космического мониторинга за незаконными рубками, и активизацией всех контрольно-надзорных органов, ситуацию удалось изменить. Благодаря работе Управления лесами Правительства Хабаровского края количество незаконных рубок так называемых «черных лесорубов» значительно снизилось. Следующей актуальной проблемой, по мнению WWF России, является нарушение лесного законодательства «законными» лесопользователями.
Как оказалось, заготовка древесины сверх разрешенных объемов в легальных лесосеках имеет намного большие последствия и ущерб, чем проблема «черных лесорубов». Сравнительный анализ экспорта и анализ данных о разрешенной заготовке древесины, проведенный WWF России, показал, что более трети объема всех лесоматериалов из древесины дуба и ясеня, экспортированных с юга Дальнего Востока за последние пять лет, имеет неустановленное происхождение. Однако, ни спутниковый мониторинг, ни система «Кедр» не фиксируют такого количества незаконных рубок, которые могли бы стать источником появления на границе сотни тысяч кубометров древесины.
Решение проблемы нелегального лесопользования, считает WWF России, лежит через информатизацию лесной отрасли, автоматизацию и автоматический контроль всех параметров в заявленных лесных декларациях, проектах освоения и отчетах об использовании лесов.
Естественно, перевод всех материалов в цифровой вид – очень трудозатратен, именно поэтому решением могут стать специализированные модули для предоставления материалов в цифровом виде самими арендаторами и лесопользователями. Примером является разрабатываемый в настоящее время, при участии Управления лесами Правительства Хабаровского края и Министерства информационных технологий и связи края, модуль для ввода лесных деклараций на заготовку древесины, который будет работать через систему Государственных услуг.
Самой сложной проблемой на данном этапе становится получение достоверной информации учета лесов или актуального лесоустройства. Лесоустроительные данные являются основой для составления планов лесного хозяйства, а кроме этого и лесное законодательство так или иначе базируется на лесотаксационных показателях лесов. В настоящее время лесоустроительная информация является недостоверной и частично закрытой от органа управления лесами, что дает возможности для всесторонних махинаций с этими данными и нарушений законодательства.
Решение должно быть кардинальным: лесоустроительные материалы должны использоваться в информационных системах управления лесами, они должны быть актуализированы и их получение должно быть упрощено и удешевлено.