Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

В День рыбака WWF России рассказывает, почему миллион тонн рыбы уходит за борт и как этого избежать

14 июля 2019
День рыбака – праздник, объединяющий и любителей, и профессионалов; тех, кто привозит домой несколько самолично пойманных хвостов, и тех, кто доставляет на берег многие тонны уловов. Так, в минувшем году в России добыли более пяти миллионов тонн водных биоресурсов. Чуть меньше половины от этих объемов ушло на экспорт. А ещё миллион сверх этих цифр был попросту выброшен за борт. И это – по самым скромным оценкам.
Рыбохозяйственная отрасль, как и любая другая, заинтересована в получении максимальной прибыли, что требует производства продукции с высокой добавочной стоимостью. При этом объемы выпуска товаров рыболовецких предприятий ограничены имеющимися у них квотами на вылов рыбы. По этой причине капитаны рыбодобывающих судов предпочтут избавиться от сырья с потенциально низкой рыночной стоимостью в пользу более дорогого. В первую очередь за борт отправят молодь, за ней – травмированную рыбу и низкоценные неквотируемые виды.
«Нередко за борт идут не только отходы производства, но и ценные виды рыб, на которые у предприятия или конкретного судна попросту нет квот, - объясняет эту практику Алексей Голенкевич, координатор Программы по устойчивому морскому рыболовству Баренцевоморского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF). – Лишь крупные рыбопромысловые компании имеют квоту на вылов сразу нескольких видов. Они на законных основаниях могут позволить себе списывать приловленные виды в рамках имеющегося лимита. Такой возможности лишены мелкие предприятия, чьи суда нередко выбрасывают часть улова в открытых водах, где отследить выбросы и привлечь предприятие к ответственности затруднительно».

Зачастую так же поступают и с отходами переработки. При производстве мороженой продукции из рыбы за борт уходит треть сырца. При производстве филе в отходы записывают уже до 60 % от объема вылова, а на некоторых производствах, по экспертным данным – до 90 %. Такие выбросы считаются легальными, так как при соблюдении определенных требований составляют часть выбранной квоты. И хотя с юридической точки зрения придраться не к чему, по воздействию на экосистемы эти выбросы идентичны прочим.

Эксперты WWF России уверены: необходимо и вполне реально добиться стопроцентной переработки улова. Она может происходить как на борту судна, так и на береговом предприятии. Решить проблему выбросов можно сразу несколькими способами.

Для судов, ведущих промысел тралом, необходимо установить правило взвешивания всего улова без предварительной сортировки. Взвешивание и регистрация уловов должны осуществляться техническими средствами контроля, обеспечивающими достоверность результатов. Такой контроль станет препятствием для выброса молоди, которая, как правило, первой «уходит за борт», ввиду малого размера и низкой стоимости.

Самым простым способом кажется законодательный запрет на любые выбросы сырья на промысле. Успешным внедрением таких законодательных инициатив может похвастать ближайший сосед России по Баренцевоморскому региону – Норвегия.

«В настоящее время слабо контролируются даже проценты прилова нецелевых видов, установленные Правилами рыболовства, не говоря уже о молоди. В ожидании того времени, когда технические новации позволят вести такой контроль в реальном времени, сделают его объективным и незатратным, рыбаки могут уже сейчас задуматься о будущем – вкладываться в повышение селективности орудий промысла, в совершенствование технических средств для поиска и идентификации рыбных скоплений. Отдельным вопросом стоит неиспользование сотни тысяч тонн отходов рыбопереработки. Возможным решением стало бы оснащение судов установками по производству рыбной муки, востребованной для выпуска кормов для аквакультуры. В большинстве случаев корма для лососевых и осетровых сегодня импортируются, в минувшем году в стране их было произведено всего 10 тысяч тонн. Особое внимание в этом контексте следует уделить тем судам, которые еще не сошли со стапелей и строятся в рамках инвестиционных квот», – отметил Александр Моисеев, координатор Программы по устойчивому морскому рыболовству WWF России.
Проект стратегии развития отечественного рыбохозяйственного комплекса к 2030 году предполагает почти троекратный рост производства товарной аквакультуры относительно объемов прошлого года. Спрос этой растущей индустрии на высококачественные отечественные корма мог бы стать отличным драйвером для снижения выбросов, ведь то, что сейчас идёт за борт, можно было бы выгодно продавать. А как показывает практика, заинтересованность бизнеса в получении прибыли работает лучше запретительных мер.
Для дополнительной информации
Пресс-секретарь Камчатского/Берингийского экорегионального отделения
Координатор программы по устойчивому морскому рыболовству

Помогите природе прямо сейчас!