

Глобальное потепление и потеря биоразнообразия – две составляющие одного кризиса
Во Владивостоке проходит Восточный экономический форум. В этом году финансовым вопросам в целом и ответственному инвестированию в частности уделяют особое внимание.
“Инвестиционные и бюджетные риски, связанные с климатическими изменениями, находятся в фокусе финансовых регуляторов достаточно длительное время. А деградация экосистем как возможный фактор дестабилизации финансовой системы нередко ускользает из поля зрения финансистов, - комментирует Михаил Бабенко, советник Всемирного фонда дикой природы по устойчивому развитию. - Аналогично можно говорить и об отсутствии внимания при принятии решений, связанных с финансированием, к экосистемным услугам, которыми мы пользуемся, от которых зависим, но практически никак не оцениваем риски от их отсутствия. Включение этих факторов в документы и практику финансовых регуляторов позволит не только предотвратить утрату природного потенциала, но и избежать экономических потерь”.
Верность этих утверждений демонстрируют и цифры в обращении к центробанкам и финансовым регуляторам, которое сегодня направил Всемирный фонд дикой природы и подписали более 90 организаций со всего мира (НКО, научно-исследовательские институты и др). Специалисты подсчитали, что последствия изменений климата и потери биоразнообразия могут обойтись человечеству дорого в прямом смысле слова. Так, потери биоразнообразия могут стоить мировой экономике 2.7 триллиона долларов ежегодно к 2030 году. За глобальное потепление в 2,5 градуса нам, вероятно, придется заплатить 24 триллиона долларов. Несдерживаемое глобальное потепление приведет к неуправляемым климатическим рискам и колоссальным финансовым потерям.
Важно действовать так же решительно, как финансисты привыкли делать это во время финансовых кризисов, говорится в обращении. Экологи призывают адаптировать финансовое регулирование в рамках более длительной перспективы - от 10 до 30 лет.
Сегодня потери биоразнообразия и последствия изменений климата – это риски, завтра – они приведут к финансовым потерям.
Эксперты призывают финансовое сообщество решать эти две проблемы вместе, ведь изменения климата и потеря биоразнообразия неразрывно связаны.
Об этом говорил и Алексей Кокорин, директор климатической программы Фонда, модерируя одну из сессий Восточного экономического форума в рамках дискуссии о роли бизнеса в решении климатических проблем: “На первый план, конечно, выходят добровольные действия по ESG, где очень важны социально-экологические параметры, то, как проект помогает жизни местного населения и охране природы. При этом, как бы ни важно было снижение углеродного следа, нельзя забывать и об адаптации к изменениям климата. Важно, чтобы компании занимались не только адаптацией своего производства к меняющимся природно-климатическим условиям, но вели проекты, помогающие населению и природе в широком смысле слова также адаптироваться к ним".
Связь между благополучием человека и тем, как он воздействует на окружающую среду, очевидна. Финансовые институты могут влиять на поведение бизнеса и потребителя для снижения рисков и, как результат, возможных финансовых потерь и, с другой стороны, создавать стимулы для инвестирования в сохранение биоразнообразия и природный капитал. Всемирный фонд дикой природы убежден, что коллеги из финансовых институтов РФ располагают всеми необходимыми для этого инструментами, и готов предложить свою экспертизу в разработке грамотных природоохранных решений проблемы.
Фото в заставке: (с) Илья Труханов / Всемирный фонд дикой природы.