Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Помочь
Наша работа
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

WWF: Эконалог не поможет решить природоохранные задачи

15 августа 2018
13 августа на общественное обсуждение Минфином РФ был вынесен законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, который фактически заменяет существующую систему платежей за негативное воздействие на окружающую среду экологическим налогом.

В пояснительной записке указано, что «введение экологического налога обосновывается необходимостью финансового обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации, связанной с проведением государственной политики в области экологии, направленной на обеспечение условий для реализации гражданами конституционного права на благоприятную окружающую среду».

Однако на настоящий момент этот законопроект, скорее, решает проблему наполнения федерального бюджета, нежели проблему финансирования природоохранных мероприятий и защиты окружающей среды. Фактически, речь идет об изменении механизмов взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду — вместо Росприроднадзора эту функцию теперь будет выполнять налоговая служба. Законопроект не сможет ни повысить объем поступлений (поскольку такая проблема и не стоит), ни поможет сформировать целевой бюджет на природоохранные мероприятия.

Более того, исключение из объектов налогообложения «негативного воздействия на окружающую среду, производимого в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней» совершенно недопустимо — такие объекты ничем не отличаются от остальных и должны платить на общих основаниях. С учетом объемов строительства, выполняемого на средства бюджетов разных уровней, это исключение может привести к снижению объемов средств, собираемых за негативное воздействие.

Минфин неоднократно заявлял, что платежи, поступающие в бюджет, не носят целевого характера использования, и если в существующей системе взимания платежей средства распределяются между бюджетами разных уровней пропорционально, то в законопроекте механизм распределения средств полностью отсутствует. Регионы и местные бюджеты лишатся поступлений от платы за негативное воздействие.

«В данной редакции законопроекта объясняются механизмы сбора средств, но не оговорено кто, как и на что может или не может их тратить. Экологический налог, попав в федеральный бюджет, просто растворится в нем», — сказал Михаил Бабенко, директор программы «Зеленая экономика» WWF России.

Если говорить о конституционных правах на благоприятную окружающую среду и готовности Минфина менять налоговый кодекс, то необходимо кардинально пересматривать существующую систему как взимания платежей за негативное воздействие, так и систему (недо-) финансирования природоохранных мероприятий и защиты окружающей среды. Система взимания платежей должна быть нацелена не на увеличение сборов за негативное воздействие, а на снижение этого негативного воздействия.  

«Сами платежи должны иметь целевой характер и идти на компенсацию ущерба, что, фактически, является восстановлением экологических фондов. Система межбюджетных трансфертов также должна быть прозрачной и логичной в части объемов финансирования и потребности в исполнении обязательств по содержанию ООПТ, охране краснокнижных видов, ликвидации накопленного ущерба и охране ценных и важных для жизни людей экосистем», — добавил Михаил Бабенко.

В данной редакции законопроект не решит ни одной природоохранной задачи или проблемы финансирования природоохранной деятельности. При этом, скорее всего, сильно подорвет возможности региональных и местных бюджетов исполнять обязательства по охране окружающей среды.

Для дополнительной информации
Директор программы «Зеленая экономика»
Помогите природе прямо сейчас!