

Аналитический доклад по проблеме рационального использования попутного нефтяного газа в России
Аналитический доклад по проблеме рационального использования попутного нефтяного газа в России
Путь модернизации и перехода к устойчивому развитию России связан не только с внедрением новых инновационных технологий и оборудования, но и с более рациональным и эффективным использованием имеющихся ресурсов, в том числе углеводородных. Одним из таких ресурсов является попутный нефтяной газ (далее ПНГ), извлекаемый из недр в процессе добычи нефти.
До недавнего времени ПНГ рассматривался не как ценный ресурс, а как побочный продукт нефтедобычи, наиболее простой способ избавления от которого — факельное сжигание на нефтепромыслах. Несмотря на некоторое изменение ситуации в последние годы, Россия до сих пор является одним из мировых лидеров по объему сжигания ПНГ. Помимо потери ценного ресурса, сжигание попутного нефтяного газа наносит существенный вред окружающей среде и человеку, а также вносит вклад в процесс негативного изменения климата (подробнее см. Доклад WWF «Попутный нефтяной газ в России: «Сжигать нельзя, перерабатывать!», 2013).
Начиная с 2007 года руководство нашей страны начало проводить политику, направленную на снижение объемов факельного сжигания и более рационального использования ПНГ, в том числе с целью увеличения доли его переработки на отечественных газонефтехимических предприятиях. Переработка ПНГ позволяет получить продукцию, необходимую в отечественной промышленности, например, полимеры, а также в быту — от одежды до оконных переплетов. Развитие данного направления может обеспечить мультипликативный эффект: способствовать повышению экономической и экологической эффективности нефтяного сектора, развитию газонефтехимии, реализации государственных задач в сфере повышения энергоэффективности и импортозамещения. Последнее становится еще более актуальным в современных экономических реалиях в нашей стране.
Всемирный фонд дикой природы (WWF) начиная с 2009 года ведет общественную кампанию, направленную на снижение уровня факельного сжигания ПНГ в стране и рационализацию его использования. В том числе благодаря нашим усилиям в отрасли наметился тренд на снижение уровня сжигания ПНГ, показатели использования ПНГ стали одним из важных индикаторов деятельности нефтяных компаний, проблема сжигания ПНГ на факелах была признана руководством страны важной и требующей скорейшего решения.
Однако кризисные явления в экономике, в которых страна оказалась на рубеже 2014–15 годов, вызвали неадекватную реакцию со стороны нефтегазовой отрасли. Делается попытка включить в пакет антикризисных мер вопрос о снижении на период кризиса (до 2018 года) коэффициентов расчета штрафов за сверхнормативное сжигание ПНГ. Тем самым руководители ведущих нефтегазовых компаний показывают, что у них так и не появилось понимание, что именно глубокая переработка попутного газа дает заметное увеличение добавочной стоимости на единицу добытой нефти или газа.
Мы убеждены, что для России путь к модернизации нефтегазовой отрасли в современных условиях должен в первую очередь опираться на решение задач повышения уровня использования нефтегазовых ресурсов, в том числе через развитие газонефтехимии, а для решения проблемы эффективного использования ПНГ необходимо выполнение государственной политики по этому вопросу и поддержка на федеральном и региональном уровнях.