Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Активисты Санкт-Петербурга сохранили Жемчужный пляж

Регион: Санкт-Петербург
Год: 2019-2020
Категория: не судебное

Краткое описание

Протесты местных жителей были связаны с планами строительства по соседству с Жемчужным пляжем микрорайона на территории в 205 га, где смогут проживать 30 тысяч человек. Жители Красносельского района с середины 2000-х годов использовали растянувшийся вдоль береговой линии 800-метровый пляж береговую линию и расположенный рядом подлесок для отдыха. В проекте нового строительства речь шла о застройке побережья Финского залива магистралью с бетонным ограждением. Новая дорога отрезала бы доступ к пляжу. Использование этой зоны по назначению – для рекреации – после стройки стало бы фактически невозможно.

В ноябре 2019 года прошли общественные слушания по проекту планировки территории, на которых жители и депутаты приводили аргументы против строительства. Так, в частности, координатор движения «Красивый Петербург» Красимир Врански пояснил, что проект планировки территории был разработан на основе устаревшей документации. Другой аргумент привел Яхтсмен Сергей Терешенков, пояснив, что если дорога будет построена, она почти перекроет фарватер, и тогда яхт-клуб скорее всего пришлось бы закрывать. Депутаты муниципального образования «Южно-Приморский» также выступали против реализации проекта в том виде, в котором предлагал застройщик. Валерий Веремейчик в своем выступлении на публичных слушаниях сообщил, комиссия муниципального образования по благоустройству предложила изменить категорию Балтийского бульвара с улицы районного до местного значения, сократив его до двухполосного, соответственно, изменить предельную ширину, сократить с 30 до 15,5 метров и отодвинуть сам объект от фактической береговой линии. Также отмечалось, что реализация проекта нарушает ст. 6 Водного кодекса в связи с перекрытием доступа Магистралью к Береговой Полосе и конструктивными особенностями подпорной стенки, запроектированной в красных линиях и не предусматривающей спусков к воде. Однако тогда это аргументы не были приняты во внимание чиновниками и застройщиком. Комитет по Градостроительству и Архитектуре не учел основополагающие жителей отодвинуть Магистраль от Береговой Линии, изменить трассировку, категорийность и полосность Магистрали. 

14 декабря на берегу моря в квартале «Балтийская жемчужина» местных жители провели пикеты.  На берегу Финского залива жители Петербурга вставали «живой цепью», чтобы защитить Жемчужный берег, с целью привлечь внимание властей и общественности к проблеме строительства дороги по береговой линии залива с уничтожением пляжа. Наряду с пикетами жители и активисты запустили протестную кампанию, в том числе, разметили петицию на сайте Change.org в защиту пляжа, привлекали внимание СМИ.

В декабре 2020 года во время посещения Красносельского района губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на встрече с жителями поддержал предложение по корректировке проекта планировки территории и дал поручение главе района Олегу Фадеенко встретиться с инициативной группой для решения вопроса. Встреча состоялась, предложения жителей чиновник поддержал, но проект планировки так и не был откорректирован.

11 февраля 2020 года состоялось заседание экилогической комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросу строительства Береговой Магистрали БЖ Красносельского района, в котором приняли участие представители активистов. 

Жителей также поддерживала депутат, направившая обращение в природоохранную прокуратуру, запрос Правительству Санкт-Петербурга о приостановке строительства магистрали в связи с вновь выявленными обстоятельствами.

21 октября 2020 года муниципальные депутаты направили губернатору Александру Беглову коллективное обращение с просьбой изменить трассировку улицы Адмирала Черокова и Балтийского бульвара, чтобы защитить от уничтожения Жемчужный пляж, подписанное 58 депутатами из 30 муниципалитетов, в котором просили скорректировать задание на подготовку проекта планировки территории, а именно – изменить трассировку Балтийского бульвара и улицы Адмирала Черокова и исключить из зоны строительства береговую полосу и прибрежную защитную полосу Невской губы Финского залива. 

В ответ на обращение депутатов Комитет по градостроительству в конце ноября направил в адрес депутатов письмо о том, что в настоящее время Правительство Санкт-Петербурга совместно с китайским инвестором рассматривает варианты изменения трассировки дорог и внесения изменений в проект планировки линейных объектов.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Участие в общественных обсуждениях проекта планировки территории, одиночные и массовые акции, обращение в органы власти, группа Вконтакте, петиция на Change.org.

Результат действий

Жемчужный пляж будет сохранен.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Земли в Российской Федерации делятся на категории в зависимости от целей их использования. Это один из основополагающих принципов российского земельного законодательства (см. статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, все земли в Российской Федерации относятся в одной из семи категорий земель: сельскохозяйственного назначения; населённых пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи … и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. В зависимости от принадлежности того или иного участка к определенной категории земель на нем разрешены или запрещены определенные виды деятельности. Кроме того, это влияет на возможность возникновения определенных прав на них. Так, например, лесные участки не могут находиться в частной собственности. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На землях населенных пунктов выделяются территориальный зоны (см. статью 85 Земельного кодекса): жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов и иные. Данный перечень является открытым, то есть на основании нормативно-правовых актов более низкого уровня возможно установление не перечисленных в нем видов зон. Название этих зон указывает на типы хозяйственной деятельности, разрешенных в границах той или иной зоны. В плане охраны от посягательств наибольшее значение имеют рекреационные зоны, в которые входят городские леса, парки, и т.д., а также зоны, где расположены особо охраняемые территории, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. 

Территориальные зоны в обязательном порядке закрепляются в генеральном плане населенного пункта, который является необходимы документом территориального планирования (см. статью 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Генеральный план населенного пункта утверждается представительным органом местного самоуправления. Генеральный план должен включать в себя карту функциональных зон, на которой отмечено, к какой именно зоне относится тот или иной участок в границе населенного пункта и какие виды деятельности на нем разрешены. Указанные документы можно найти на официальных сайтах администраций населенных пунктов. 

Выявленное несоответствие между информацией, содержащейся в градостроительных документах, и реальному использованию территорий в пределах определенной зоны являются поводом для обращения в органы власти. Часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса предусматривает, что «заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план». Но, зачастую изменения в генеральный план вносятся по инициативе администрации, часть из которых идет не на пользу экологии. Однако такие изменения, как и первоначальный проект плана, в обязательном порядке обсуждаются с населением – проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 Градостроительного кодекса. К сожалению, жители далеко не всегда пользуются этой возможностью высказать свое мнение, но бывают и случаи намеренных манипуляций со стороны местных властей. Кодекс практически ничего не говорит о порядке уведомления жителей о месте и времени таких слушаний, он лишь упоминает, что срок проведения публичных слушаний «с момента оповещения жителей» до дня опубликования заключения об их результатах не может быть менее одного и более трех месяцев. Порядок организации слушаний утверждается на местном уровне, где размещать оповещение, также решает местный представительный орган власти. Поэтому стоит тщательно выяснять, каким документом утвержден порядок проведения публичных слушаний в конкретном населенном пункте, каков порядок публикации извещений о них и отслеживать информацию о публикации таких извещений. Чтобы привлечь как можно больше участников, необходимо массово оповещать жителей о предстоящих публичных слушаниях по изменениям в генеральный план по всем возможным информационным каналам.

Стоит отметить, что заключение о результатах публичных слушаний является по сути рекомендательным для главы местной администрации – именно он принимает о согласии с проектом или его отклонении и доработке и может не учесть отрицательные мнение общественности. В случае, если мнение общественности учтено не было, возможно использовать другие гарантированные законом возможности организации общественных кампаний и вовлечения в активную деятельность как можно большего числа сограждан, чьи экологические права также были нарушены принятым решением.

2. Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публично кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  1. собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  2. митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  3. демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  4. шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  5. пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил е проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета –не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительных характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, в проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые актов субъектов РФ, детализирующие его нормы. 

3. Массовый сбор подписей с помощью сети Интернет. Помимо сбора подписей «на бумаге» сейчас существуют специальные сайты, которые позволяют серьезно облегчить процесс распространения вашего обращения и массового сбора подписей, а также охватить более широкую аудиторию. Помимо собственно сбора подписей онлайн-петиция позволяет рассказать о проблеме большому количеству людей, и, если она хорошо составлена и затрагивает важную проблему, пользователи станут делиться ею и пересылать своим знакомым. Люди смогут поддержать ее, даже не собираясь принимать участие в более активных действиях. Одной из наиболее популярных международных платформ для создания и продвижения петиций, доступной для русскоязычной аудитории, можно назвать сайт change.org/ru, который объединяет более 110 млн пользователей. Он предлагает удобные функции в сочетании с простотой использования. Любой человек может создать собственную петицию и в реальном отслеживать количество подписантов. Подписанную петицию можно одновременно продвигать и на других ресурсах. также одновременно продвигать петицию на других ресурсах. Так, после подписания человек может опубликовать соответствующую ссылку на своих страницах в соцсетях или других ресурсах, что помогает ее распространению. 

Ссылки

  1. «Балтийскую жемчужину» отрезают от моря 
  2. Беглова попросили спасти Жемчужный пляж. 
  3. Сохраним Береговую Линию ЮЗ / Юго-Запад СПб /
  4. Зелёная коалиция Петербурга 
  5. Что не так с Береговой Жемчужной Магистралью?
  6. Сохраним Береговую Линию ЮЗ (Юго-Запад СПб) 
  7. В Петербурге жители запустили волну протеста в защиту Жемчужного пляжа 
  8. «Живая цепь» в защиту Жемчужного берега Петербурга
  9. Жемчужный пляж в Петербурге будет сохранен