Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Акция протеста в защиту прав коренных малочисленных народов «Зеленая волна»

Регион: Сахалинская область
Год: 2005
Категория: не судебное

Краткое описание 

С 1996 года на Сахалине начали осуществляться проекты по добыче и транспортировке нефти и газа. Экологическая общественность и коренные малочисленные народы Севера (далее малочисленные народы) практически сразу же выразили свою обеспокоенность реализацией крупных проектов без учета прав малочисленных нардов на сохранение  исконной среды обитания и традиционного природопользования.

На острове Сахалин проживает примерно 3500 представителей малочисленных народов: нивхи, эвенки, уильта и нанайцы. Они занимаются оленеводством, охотой, рыболовством и сбором дикоросов. Ассоциация малочисленных народов Сахалинской области обращалась к компаниям и областной администрации с требованиями заключить соглашения, которые бы обеспечивали защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни  при осуществлении промышленных проектов в местах их проживания. Но этого ее произошло. Строительство огромного количества объектов нефтегазового комплекса  угрожало традиционному образу жизни  и малочисленные народы составили Меморандум, предложив подписать его нефтяным кампаниям и Администрации области. Ответа н получили.

Один из трубопроводов   прошел по священным землям малочисленных народов.

20 января 2005 года  в Ногликском районе  (п. Вени) началась акция протеста малочисленных народов Сахалинской области «Зеленая волна». 

Участники  акции заявили, что разработка и добыча углеводородов, строительство нефтегазопроводов, заводов и других крупных промышленных объектов оказывает прямое негативное воздействие на окружающую среду и образ жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области. Они требовали:

  • проведения этнологической экспертизы нефтедобывающих проектов;
  • создания Регионального Консультативного Совета малочисленных народов Сахалинской области, с тем, чтобы позволить представителям малочисленных народов участвовать в принятии решений по вопросам защиты их исконной среды обитания;
  • создания специального Фонда поддержки устойчивого развития малочисленных народов Сахалина. 

Акцию приехали поддержать  представители  коренных малочисленных народов  и экологические организации из других регионов. Протестующие  блокировали дорогу к береговому комплексу подготовки продукции (БКП) у залива Чайво.  Акция продолжалась 4 дня была проведена 20-24 января. 

На акции участник приняли решение обратиться с письмом к Президенту РФ с просьбой оказать поддержку малочисленным народам Сахалинской области и выступить посредником в конфликте с нефтяными компаниями.

Кроме того, общественными организациями было направлено письмо в Европейский банке реконструкции и развития (ЕБРР) о том, что проекты которые собирается фиксировать банк,  будут осуществляться с нарушениями Операционной политики Всемирного Банка «Коренные народы», поскольку с ними не достигнуто договорённостей.

Эта акция протеста стала  переломным моментом во взаимоотношениях малочисленных народов Сахалина, нефтегазовых компаний и органов власти. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим очень успешный опыт объединения усилий граждан и  организаций по всей стране,  использование  различных  досудебных инструментов: направление  коллективных обращений в различные  органы власти, контроля и надзора, обращения в международные инстанции,  освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ, проведение массовых акций, митингов.

Результат действий

Благодаря совместным действиям экологов и коренных малочисленных народов акция  протеста и законные требования ее участников получили широкую международную огласку и поддержку. Это было особенно неудобно для компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД», так как Компания претендовала на получение кредита в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) и в своей проектной документации и последующей реализации проекта должна была по рекомендации Банка руководствоваться требованиями Директивы Всемирного Банка «Коренные народы».

Летом 2005 года представители компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» и представители малочисленных народов Сахалина сели за стол переговоров. В рамках трехстороннего Соглашения о сотрудничестве между правительством Сахалинской области, созданным к этому времени Региональным Советом уполномоченных представителей малочисленных народов Сахалина и компанией был разработан   и подписан «Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина». 

«План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина» - это трехсторонняя программа, которая совместно реализуется компанией «Сахалин Энерджи», оператором нефтегазового проекта «Сахалин-2», Правительством Сахалинской области и Региональным советом уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области.

Ключевыми задачами Плана содействия являются:

  • Предотвращение или снижение потенциального негативного воздействия на малочисленные народы, связанного с реализацией проекта «Сахалин-2».
  • Вклад в улучшение качества жизни малочисленных народов Севера Сахалина через программы социального развития, учитывающие культурные особенности.
  • Содействие развитию потенциала общин и отдельных представителей малочисленных народов, способствующее их активному участию в управлении реализацией данного Плана и других подобных программ.

Первый план содействия был подписан в 2006 году сроком на 5 лет. По его истечению был подписан новый план. В настоящее время (2020 год) действует уже 4 план. 

План содействия стал  прогрессом и новой точкой отсчета во взаимоотношениях коренных малочисленных народов и промышленных компаний не только на Сахалине, но и в России.  Все тексты Планов, отчёты, ход реализации размещены на сайте.   Опыт совместной работы компании «Сахалин Энерджи», организаций коренных народов и представителей органов власти, осуществленный в проекте «Сахалин-2», может считаться для России  передовым.

В 2007 году  – Международная Финансовая Корпорация (подразделение Всемирного Банка по работе с частным сектором) включила «План содействия» в издание «Взаимодействие с ключевыми заинтересованными сторонами: пособие по лучшим практикам». А в 2018 – «План содействия» стал лучшей программой, способствующей реализации Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (партнер номинации – ООН в России) в общероссийском конкурсе «Лидеры корпоративной благотворительности – 2018».

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (далее малочисленные народы)- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Перечень этих народов утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р.

Традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого они осуществляют жизнедеятельность.

Малочисленные народы  имеют во всем мире наделены  особыми преференциями для сохранения своего уникального образа жизни, природопользования и ареалов жизнедеятельности. Тесная взаимосвязь формировавшаяся столетиями  определила природ сберегающие методы при ведении традиционного образа жизни. Сохранение исконной среды обитания (благоприятной окружающей среды) – самое важное для малочисленных народов, без нее  традиционный образ будет утрачен и приведет к потере этих народов и уникального разнообразия нашей планеты.  Именно поэтому и международное и российское законодательство  наделяет малочисленных народы особыми правами в сфере сохранения традиционного природопользования и  исконной среды обитания.

Статьей 69 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В развитие этих положений Конституции в России были приняты три специальных закона и включены специальные статьи в ряд федеральных законов гарантирующих особые права этим народам.

В соответствии с положениям статьи 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» коренные малочисленные народы и их объединения в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право:

  • участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
  • участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;
  • участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов;
  • на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

Этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса (ст.1 п.6 этого же Закона о гарантиях прав КМН).

Кроме федерального закона положение о проведении этнологической экспертизы было  утверждено на региональном уровне - Постановление  Правительства Сахалинской области 14.03.2007 N 45-па был принят нормативный акт  "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения этнологической экспертизы на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области".

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах"  установлено, что защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (статья 4 пункт10).

Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях, о разделе продукции" в рамках которого иностранные кампании осуществляют свою деятельность на Сахалине, также устанавливает специальные правила в отношении коренных малочисленных народов.

В отношении участка недр расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления (Статья 2  часть 3).

Условиями аукциона в отношении участков недр, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования 

Разработка условий недропользования, подготовка проекта соглашения и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией в состав,  которой  в случаях, если предоставляемые участки недр расположены в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты (Статья 6 часть 1).

При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни этих народов, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций (Статья 7 часть 3).

Для защиты  исконной среды обитания, традиционного природопользования проживание в благоприятной окружающей среде, граждане и общественные  организации воспользовались  правом на проведение и участие в  митингах, пикетированиях  гарантированное:

  1. Конституция РФ   (статья 31);
  2. Федеральным законом "Об охране окружающей среды", установлено право граждан  принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании по вопросам охраны окружающей среды (часть 2 статьи 11) и право НКО  организовывать  собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды (часть 1 статьи 12);
  3. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ (статьи 5-6).

Также они воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12). 

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
  3. Пункт 1.6. Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации"Результатами  ОВОС, в том числе  является выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности. 

Для защиты права на традиционное природопользование и  сохранение исконной среды обитания общины  использовали нормы гарантированные: 

  1. Конституцией РФ   (статья 69);
  2. Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (статья 8);
  3. Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах"  (статья 4 пункт10); 
  4. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях, о разделе продукции" (статьи 2, 7, 6);
  5. Операционной политикой Всемирного Банка 4.10 «Коренные народы»

Рекомендации

Для защиты нарушенных прав старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. 

При организации митингов, пикетирований соблюдайте требования  Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и учтите, что:

  • Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (п.1. статьи 7).
  • При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (п.1 статьи 7).
  • Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров (п.1.1. статьи 7)
  • Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени (статья 9).
  • В законе перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено (статья 8).

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

Документы

 

  1. Резолюция участников акции протеста против прямого негативного воздействия, оказываемого нефтяными компаниями «Эксон Нефтегаз Лимитед» и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» - операторами проектов Сахалин-1» и «Сахалин-2» и их подрядчиками – на окружающую среду и образ жизни коренных малочисленных народов, проживающих на севере Сахалина
  2. Меморандум о сотрудничестве между организациями коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области и недропользователями январь 2004г.

Ссылки

  1. Хронология акции коренных малочисленных народов Севера «Зеленая волна» в январе 2005 года
  2. Власти Сахалина обеспокоены предстоящей акцией протеста коренных народов
  3. На Сахалине проходит акция "Зеленая волна" 
  4. Зелёная волна - в защиту природы и прав малых народов Сахалина 
  5. Сайт «Плана содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области»



#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.