

Атомный проект ООО «Экологический правовой центр «БЕЛЛОНА»
Категория: не судебное
Краткое описание
Атомный проект направлен в первую очередь на изучение и анализ различных материалов и документации для подготовки экспертных оценок тех проектов, которые имеют отношение к обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. «Беллона» активно использует свои возможности для инициирования и организации международных проектов по ликвидации ядерного и радиационного наследия советских времен. Важной частью атомного проекта «Беллоны» является поиск возможностей для организации взаимодействия атомной отрасли с заинтересованной и озабоченной общественностью в целях повышения ядерной и радиационной безопасности.
Цели проекта:
- изучение процессов, происходящих в атомной отрасли в России и за рубежом;
- распространение информации об основных событиях в этой области;
- подготовка экспертных заключений и рекомендаций, нацеленных на повышение безопасности области использования атомной энергии;
- повышение общественного понимания того, как уменьшить опасность, исходящую от атомных технологий, и избежать неблагоприятных последствий при их использовании.
История проекта началась в 1994 году с публикации доклада «Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях», составленного по материалам открытых источников, ставший практически первой такой публикацией на ядерную тему. В последующие годы последовали публикации еще нескольких докладов, вызвавших большой резонанс.
В конце 1994 года у «Беллоны» появился проект «Лепсе», целью которого была утилизация самого ядерно-радиационно-опасного судна на Северо-Западе России. Плавтехбаза (ПТБ) «Лепсе» долгие годы служила хранилищем для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО). Её случайное затопление могло вызвать масштабное радиоактивное загрязнение. На сегодняшний день история этой утилизации базы длится уже более 25 лет. В результате реализации проекта «Лепсе» самое ядерно- и радиационно-опасное судно на Северо-Западе России находится на твердом основании, надежно защищено и готово к последнему этапу своей утилизации на судоремонтном заводе (СРЗ) «Нерпа» филиала АО «Центр судоремонта «Звездочка» в г. Снежногорск Мурманской области. Хотя этот этап и является самым сложным с точки зрения ядерной и радиационной безопасности, но, согласно регламенту, все операции будут выполняться в защитном укрытии с применением специального оборудования, что позволяет надеяться на предсказуемое и благополучное завершение проекта. Даже, если выполнение работ потребует дополнительной подготовки или нестандартного оборудования, консультаций или обсуждений, заранее известно – пусть и с небольшим опозданием, но выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из баков хранилища судна будет осуществлена, как и предполагает выполняемый проект, потому что обратного пути уже нет.
С 2000 года в работе по атомному проекту начался новый этап активной работы. В это время внимание экологической организации было сосредоточено на наиболее ядерно- и радиационно-опасных объектах (ЯРОО) арктического региона: береговой технической базе в Андреевой губе, в Гремихе, а также базе кораблей, выведенных в «отстой» в губе Сайда, и ряде объектов на Атомфлоте, который продолжается и по сей день. С информацией об этой работе можно подробно ознакомиться на сайте организации https://bellona.ru/ .
В настоящее время «Беллона» планирует реализацию новых проектов, связанных с выводом из эксплуатации старых блоков атомных электростанций и других более мелких, но не менее опасных объектов. Необходимо будет наблюдать и добиваться экологически приемлемых путей решения. Кроме того продолжится работа, связанная с ликвидацией ядерного и радиационного наследия, участием в создании государственной системы обращения с отходами 1 и 2 класса опасности, а также в ликвидации объектов накопленного экологического вреда, таких как, например, городская свалка в центре Челябинска и полигон особо опасных отходов «Красный Бор» в Санкт-Петербурге.
Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды
Экспертно-аналитическая работа, сбор данных, подготовка аналитических докладов, реализация проектов, участие в общественном совете при органе государственной власти.
Результат действий
В результате экспертно-исследовательской работы за 25 лет было подготовлено и издано около 30 больших докладов и рабочих документов, посвящённых проблемам ядерной и радиационной безопасности.
С 2000 года по настоящее время на проекты по ликвидации ядерных и радиационных угроз в Арктическом регионе Россией было получено около 2,5 миллиардов долларов международной помощи.
В результате реализации проекта «Лепсе» самое ядерно- и радиационно-опасное судно на Северо-Западе России находится на твердом основании, надежно защищено и готово к последнему этапу своей утилизации на судоремонтном заводе (СРЗ) «Нерпа» филиала АО «Центр судоремонта «Звездочка» в г. Снежногорск Мурманской области. Первая часть отработавшего ядерного топлива плавучей технической базы «Лепсе» была вывезена в Мурманск в 2019 году. Это заключительный этап по выводу судна из эксплуатации и его обезвреживанию.
Генеральный директор «Беллоны» Александр Никитин возглавляет Рабочую группу по обращению с РАО, ОЯТ, выводу из эксплуатации ЯРОО и реабилитации территорий, а также Комиссию по экологии, в составе которой действуют две рабочие группы – по обращению с РАО и с отходами 1 и 2 класса опасности, Общественного совета Госкорпорации «Росатом». Это позволяет планировать работу, используя потенциал экспертов и НПО, независимых от структур и организаций «Росатома», а также дает возможность влиять на принятие решений не только среднего руководящего звена «Росатома», но и предоставлять свои предложения высшему руководству госкорпорации.
Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов
1. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды.
Для реализации и защиты прав в области охраны окружающей среды граждане и общественные объединения могут обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, что гарантировано Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1) и от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12). Указанные статьи предусматривают право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также о правах общественных объединений и НКО в области охраны окружающей среды.
Помимо права на обращение в органы власти Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставляет также общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, кроме прочего, право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
2. При федеральных органах исполнительной власти создаются общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации Общественные советы (см. ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). Общественные советы выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля, содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе. Требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.