Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Атомный проект ООО «Экологический правовой центр «БЕЛЛОНА»

Регион: Мурманская область
Год: 2019
Категория: не судебное

Краткое описание 

Атомный проект направлен в первую очередь на изучение и анализ различных материалов и документации для подготовки экспертных оценок тех проектов, которые имеют отношение к обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. «Беллона» активно использует свои возможности для инициирования и организации международных проектов по ликвидации ядерного и радиационного наследия советских времен. Важной частью атомного проекта «Беллоны» является поиск возможностей для организации взаимодействия атомной отрасли с заинтересованной и озабоченной общественностью в целях повышения ядерной и радиационной безопасности.

Цели проекта:

  • изучение процессов, происходящих в атомной отрасли в России и за рубежом;
  • распространение информации об основных событиях в этой области;
  • подготовка экспертных заключений и рекомендаций, нацеленных на повышение безопасности области использования атомной энергии;
  • повышение общественного понимания того, как уменьшить опасность, исходящую от атомных технологий, и избежать неблагоприятных последствий при их использовании.

История проекта началась в 1994 году с публикации доклада «Источники радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях», составленного по материалам открытых источников, ставший практически первой такой публикацией на ядерную тему. В последующие годы последовали публикации еще нескольких докладов, вызвавших большой резонанс.

В конце 1994 года у «Беллоны» появился проект «Лепсе», целью которого была утилизация самого ядерно-радиационно-опасного судна на Северо-Западе России. Плавтехбаза (ПТБ) «Лепсе» долгие годы служила хранилищем для отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО). Её случайное затопление могло вызвать масштабное радиоактивное загрязнение. На сегодняшний день история этой утилизации базы длится уже более 25 лет. В результате реализации проекта «Лепсе» самое ядерно- и радиационно-опасное судно на Северо-Западе России находится на твердом основании, надежно защищено и готово к последнему этапу своей утилизации на судоремонтном заводе (СРЗ) «Нерпа» филиала АО «Центр судоремонта «Звездочка» в г. Снежногорск Мурманской области. Хотя этот этап и является самым сложным с точки зрения ядерной и радиационной безопасности, но, согласно регламенту, все операции будут выполняться в защитном укрытии с применением специального оборудования, что позволяет надеяться на предсказуемое и благополучное завершение проекта. Даже, если выполнение работ потребует дополнительной подготовки или нестандартного оборудования, консультаций или обсуждений, заранее известно – пусть и с небольшим опозданием, но выгрузка отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) из баков хранилища судна будет осуществлена, как и предполагает выполняемый проект, потому что обратного пути уже нет.

С 2000 года в работе по атомному проекту начался новый этап активной работы. В это время внимание экологической организации было сосредоточено на наиболее ядерно- и радиационно-опасных объектах (ЯРОО) арктического региона: береговой технической базе в Андреевой губе, в Гремихе, а также базе кораблей, выведенных в «отстой» в губе Сайда, и ряде объектов на Атомфлоте, который продолжается и по сей день. С информацией об этой работе можно подробно ознакомиться на сайте организации  https://bellona.ru/ .

В настоящее время «Беллона» планирует реализацию новых проектов, связанных с выводом из эксплуатации старых блоков атомных электростанций и других более мелких, но не менее опасных объектов. Необходимо будет наблюдать и добиваться экологически приемлемых путей решения. Кроме того продолжится работа, связанная с ликвидацией ядерного и радиационного наследия, участием в создании государственной системы обращения с отходами 1 и 2 класса опасности, а также в ликвидации объектов накопленного экологического вреда, таких как, например, городская свалка в центре Челябинска и полигон особо опасных отходов «Красный Бор» в Санкт-Петербурге.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Экспертно-аналитическая работа, сбор данных, подготовка аналитических докладов, реализация проектов, участие в общественном совете при органе государственной власти.

Результат действий

В результате экспертно-исследовательской работы за 25 лет было подготовлено и издано около 30 больших докладов и рабочих документов, посвящённых проблемам ядерной и радиационной безопасности.

С 2000 года по настоящее время на проекты по ликвидации ядерных и радиационных угроз в Арктическом регионе Россией было получено около 2,5 миллиардов долларов международной помощи.

В результате реализации проекта «Лепсе» самое ядерно- и радиационно-опасное судно на Северо-Западе России находится на твердом основании, надежно защищено и готово к последнему этапу своей утилизации на судоремонтном заводе (СРЗ) «Нерпа» филиала АО «Центр судоремонта «Звездочка» в г. Снежногорск Мурманской области. Первая часть отработавшего ядерного топлива плавучей технической базы «Лепсе» была вывезена в Мурманск в 2019 году. Это заключительный этап по выводу судна из эксплуатации и его обезвреживанию. 

Генеральный директор «Беллоны» Александр Никитин возглавляет Рабочую группу по обращению с РАО, ОЯТ, выводу из эксплуатации ЯРОО и реабилитации территорий, а также Комиссию по экологии, в составе которой действуют две рабочие группы – по обращению с РАО и с отходами 1 и 2 класса опасности, Общественного совета Госкорпорации «Росатом». Это позволяет планировать работу, используя потенциал экспертов и НПО, независимых от структур и организаций «Росатома», а также дает возможность влиять на принятие решений не только среднего руководящего звена «Росатома», но и предоставлять свои предложения высшему руководству госкорпорации.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды.

Для реализации и защиты прав в области охраны окружающей среды граждане и общественные объединения могут обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, что гарантировано Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1) и  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12).  Указанные статьи предусматривают право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также о правах общественных объединений и НКО  в области охраны окружающей среды.

Помимо права на обращение в органы власти Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставляет также общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, кроме прочего, право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

2. При федеральных органах исполнительной власти создаются общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации Общественные советы (см. ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). Общественные советы выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля, содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе. Требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.

Ссылки

  1. 25 лет Атомному проекту «Беллоны»
  2. ПРОЕКТ «ЛЕПСЕ»– СТАТУС 2019 ГОД
  3. Чего достигла «БЕЛЛОНА» в 2019 году
  4. «Росатом»: основная часть ОЯТ из ПТБ «Лепсе» будет вывезена до конца 2020 года
  5. АТОМНЫЙ ПРОЕКТ БЕЛЛОНЫ


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.