Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Борьба жителей против строительства мусорного полигона в лесу в сельском поселении Филипповское Киржачского района Владимирской области
Премия рунета 2017

Борьба жителей против строительства мусорного полигона в лесу в сельском поселении Филипповское Киржачского района Владимирской области

Регион: Владимирская область
Год: 2018
Категория: не судебное

Краткое описание

В советское время в Филипповском лесу был полигон для испытания техники Мытищинского машиностроительного завода, который много лет не использовался.

В 2017 году комиссия администрации Владимирской области одобрила инвестиционный проект по строительству на этом участке «опытно-экспериментальной площадки по сортировке, переработке, выделению вторичных материальных ресурсов и размещению твердых коммунальных отходов». Объект мог стать крупнейшим в Европе, куда предполагалось свозить отходы из Москвы, Московской и Владимирской областей.

При выяснении всех обстоятельств передачи земельного участка было установлено, что по факту Гослесфонд, не подлежащий приватизации по закону, стал частной собственностью с назначением «специальная деятельность», что делает возможным размещение там полигона для любых видов отходов, включая радиоактивные и биологические в результате цепочки операций с землей. Кроме того, впоследствии было доказано, что цена земли была незаконно занижена: стоимость составила 2,5 % от кадастровой стоимости, то есть по цене 200 рублей за сотку.

Хронология событий:

  • 1992 год – компания «Метровагонмаш» получила земельный участок в бессрочное пользование для производственной базы – испытательного полигона;
  • 2010 год – предприятие регистрирует право собственности на объекты недвижимости на этом участке: казармы, водонапорные башни, домик лесника и т.д.;
  • 2011 год – право постоянного бессрочного пользования земельным участком переоформлено на право аренды, плату за которую получает районная администрация;
  • 2013 год - зарегистрировано право собственности Российской Федерации на 1500 га как земли промышленности и обороны с разрешенным использованием «производственная база – испытательный полигон»;
  • 2014 год – администрация Киржачского района обращается с иском в суд о прекращении права собственности Российской Федерации на указанный участок, мотивируя тем, что на нем нет объектов оборонного производства, а местный бюджет, таким образом, не получает арендную плату;
  • 2015 год – суд признает право собственности Российской Федерации на 1500 га отсутствующим;
  • 2016 год – глава администрации Филипповского сельского поселения Киржачского района продает этот участок «Метровагонмашу»;
  • 2017 год – глава Киржачского района переводит землю под строительство мусорного полигона, а «Метровагонмаш» делит ее на два участка и перепродает ее своим дочерним компаниям: Мытищинским машиностроительным заводам и компании «ЭкоТехСтрой Владимир», которая и выступила с предложением реализовать здесь проект, связанный с отходами. Летом 2017-го областная комиссия одобрила строительство мусорного полигона на этих землях. 

Чтобы доказать незаконность передачи земельного участка в частную собственность, местные жители добились рассекречивания постановления Совета министров РСФСР о выделении 1500 га Мытищинскому машиностроительному заводу под строительство спецобъекта 1967 года. По запросу главы Филипповского совета депутатов комиссия по защите государственной тайны рассекретила то самое секретное распоряжение Совета министров РСФСР 1967 года. Рассекреченное в 2018 году постановление, как оказалось, содержит требование к предприятию обеспечить ведение лесного хозяйства и охрану леса на этой территории, что позволило суду сделать вывод: Филипповский лес из Гослефонда не изымался. Это позволило активистам убедить Департамент лесного хозяйства по ЦФО и Межтерриториальное управление Росимущества через суд истребовать 1500 гектаров из чужого владения.

В результате в мае 2019 года по заявлению Росимущества в связи с вновь открывшимися обстоятельствами Арбитражный суд Владимирской области отменил свое же решение от 2015 года о признании права собственности государства на спорные 1500 га отсутствующим. А в декабре 2019 года суд вынес решение о ничтожности сделки и постановил изъять землю у незаконных владельцев и вернуть ее государству. Решение устояло в апелляционной инстанции и вступило в силу в марте 2020 года. А в апреле Филипповский лес был включен в Государственный лесной реестр.

Кроме того, по обращению местных жителей и в связи с решением суда возобновлена проверка в отношении бывших глав администраций Киржачского района Михаила Горина и Филипповского сельского поселения Олега Иванова. В 2018 году СКР состава преступления в их действиях не обнаружил, но решение суда побудило следствие вернуться к этой истории.

30 июля в Нижнем Новгороде состоялось судебное заседание суда кассационной инстанции, на котором были рассмотрены жалобы устроителей полигона на решение Арбитражного суда Владимирской области, признавшего договор купли-продажи 1500 гектаров государственного леса недействительным. 

21 июля Верховный суд, а 30 июля Арбитражный суд Волго-Вятского округа отклонил жалобы представителей бизнеса, планировавшего построить на землях Гослесфонда мусорный полигон.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Проведение пикетов, митингов, обращение на прямую линию к Президенту Росиии и в Администрацию Президента, организованное посещение жителями всех судебных заседаний, создание паблика ВКонтакте «Нет мусорному полигону в Филипповском», жители добились рассекречивания документа 1967 года, обращение в суд и Следственный комитет России, обращения в редакции СМИ – добились того, что о проблеме заговорили, работа с архивными документами. 

Около пятидесяти российских ученых подписали открытое обращение к президенту Владимиру Путину с требованием отменить строительство мусорного полигона, а Совет по правам человека обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой рассмотреть ситуацию с Филипповским лесом.

Местные жители побудили местный Совет депутатов через суд расторгнуть контракт с главой Филипповской администрации Олегом Ивановым, подписавшим договор купли-продажи «Метровагонмашу» 1500 гектаров леса за бесценок, подвергли критике главу Киржачского района Сергея Колесникова, который в итоге досрочно сдал депутатский мандат и сложил полномочия главы района.

Результат действий

В документы территориального планирования уже внесены изменения, не допускающие размещения мусорного полигона в окрестностях Филипповского.

На волне протестов в начале 2018 года «ЭкоТехСтрой Владимир» объявил об отказе инвестора проекта ООО «Сантар» от идеи строительства из-за массового недовольства жителей.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Земли в Российской Федерации делятся на категории в зависимости от целей их использования. Это один из основополагающих принципов российского земельного законодательства (см. статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, все земли в Российской Федерации относятся к одной из семи категорий земель: сельскохозяйственного назначения; населённых пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи … и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. В зависимости от принадлежности того или иного участка к определенной категории земель на нем разрешены или запрещены определенные виды деятельности. Кроме того, это влияет на возможность возникновения определенных прав на них. Так, например, лесные участки не могут находиться в частной собственности. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На землях населенных пунктов выделяются территориальный зоны (см. статью 85 Земельного кодекса): жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов и иные. Данный перечень является открытым, то есть на основании нормативно-правовых актов более низкого уровня возможно установление не перечисленных в нем видов зон. Название этих зон указывает на типы хозяйственной деятельности, разрешенные в границах той или иной зоны. В плане охраны от посягательств наибольшее значение имеют рекреационные зоны, в которые входят городские леса, парки, и т.д., а также зоны, где расположены особо охраняемые территории, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. 

Территориальные зоны в обязательном порядке закрепляются в генеральном плане населенного пункта, который является необходимым документом территориального планирования (см. статью 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Генеральный план населенного пункта утверждается представительным органом местного самоуправления. Генеральный план должен включать в себя карту функциональных зон, на которой отмечено, к какой именно зоне относится тот или иной участок в границе населенного пункта и какие виды деятельности на нем разрешены. Указанные документы можно найти на официальных сайтах администраций населенных пунктов. 

Выявленное несоответствие между информацией, содержащейся в градостроительных документах, и реальным использованием территорий в пределах определенной зоны является поводом для обращения в органы власти. Часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса предусматривает, что «заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план». Но зачастую изменения в генеральный план вносятся по инициативе администрации, часть из которых идет не на пользу экологии. Однако такие изменения, как и первоначальный проект плана, в обязательном порядке обсуждаются с населением – проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 Градостроительного кодекса. К сожалению, жители далеко не всегда пользуются этой возможностью высказать свое мнение, но бывают и случаи намеренных манипуляций со стороны местных властей. Кодекс практически ничего не говорит о порядке уведомления жителей о месте и времени таких слушаний, он лишь упоминает, что срок проведения публичных слушаний «с момента оповещения жителей» до дня опубликования заключения об их результатах не может быть менее одного и более трех месяцев. Порядок организации слушаний утверждается на местном уровне. Где размещать оповещение, также решает местный представительный орган власти. Поэтому стоит тщательно выяснять, каким документом утвержден порядок проведения публичных слушаний в конкретном населенном пункте, каков порядок публикации извещений о них и отслеживать информацию о публикации таких извещений. Чтобы привлечь как можно больше участников, необходимо массово оповещать жителей о предстоящих публичных слушаниях по изменениям в генеральный план по всем возможным информационным каналам.

Стоит отметить, что заключение о результатах публичных слушаний является по сути рекомендательным для главы местной администрации – именно он принимает решение о согласии с проектом или его отклонении и доработке и может не учесть отрицательное мнение общественности. В случае, если мнение общественности учтено не было, возможно использовать другие гарантированные законом возможности организации общественных кампаний и вовлечения в активную деятельность как можно большего числа сограждан, чьи экологические права также были нарушены принятым решением.

2. Массовый сбор подписей. Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При этом коллективное обращение будет отличаться от индивидуального только количеством подписей под ним. Следует иметь в виду, что подписи должны быть поставлены гражданами собственноручно и непосредственно под текстом. Подписи можно собирать прежде всего среди жителей того района или населенного пункта, которые напрямую затрагивает проблема, описываемая в обращении. Это удобно делать в выходные или праздничные дни в посещаемых местах, а также на публичных мероприятиях, посвященных данной проблеме. 

Бланк подписного листа должен включать в себя компактный, чёткий и понятный текст обращения с выдвигаемыми требованиями, после которого вставляется таблица с указанием ФИО подписантов, место жительства и подпись. Важно, чтобы и текст, и таблица умещались на одной стороне одного листа, причем, если листов больше одного, то текст обращения должен быть продублирован на каждом подписном листе. 

После окончания сбора подписей копии подписных листов направляются в органы власти, а оригиналы хранятся у ответственного лица. Это даст возможность направить обращение в несколько инстанций.

Направляемое в органы власти обращение должно быть оформлено строго в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под текстом обращения необходимо указать количество прилагаемых листов с подписями. В поле «от кого» пишется «от жителей… [поселка, города, области и т.д.]» и перечисляются все муниципальные образования и субъекты, где были собраны подписи. Обращение распечатывается в двух экземплярах, подписывается любым из членов инициативной группы (с указанием его ФИО и даты подписания) и отвозится нарочным в приемную органа государственной власти, которому оно адресовано. Один экземпляр с копиями подписных листов отдается должностному лицу или в экспедицию, второй остается у заявителя с отметкой о принятии обращения.

3. Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публичной кампанией. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требуют соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  • собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  • митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  • демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  • шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  • пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил ее проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета – не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительный характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, а проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые акты субъектов РФ, детализирующие его нормы.

4. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имени, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено в органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя система и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

  1. Филипповский лес: последний бой?
  2. Филипповский лес устоял в кассации
  3. Судебные решения 
  4. Филипповский лес включен в государственный реестр лесного фонда Владимирской области
  5. «Сделать невозможное — мало»
  6. Филипповский лес признан судом государственной собственностью
  7. Арбитраж в Нижнем Новгороде подтвердил госсобственность на Филипповский лес


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.