Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Добыча золота без проведения этнологической экспертизы

Регион: Республика Саха (Якутия)
Год: 2019
Категория: судебное

Краткое описание кейса 

В 2018 году на территории Нерюнгринского района Республик Саха (Якутия) ООО «Артель старателей Новая»  начла работы по разведке и добыче россыпного золота на участке недр руч. Нижняя Амунакта, правый приток р.Тимптон.

Территория, на которой началось освоение природных ресурсов  является территорией традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера «Иенгринское»  и  она предназначена для ведения  традиционных  образа жизни и хозяйственной деятельности (оленеводства) проживающих в Иенгринском эвенкийском национальном наслеге.

В силу республиканского законодательства,  в целях предупреждения возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса, перед началом работ в местах проживания коренных малочисленных народов необходимо обязательное проведение этнологической экспертизы.

Однако ООО «Артель старателей Новая» в нарушение закона проводить ее не стало.

В природоохранную прокуратуру обратилось ООО «Труд» с заявлением  о нарушении законодательства об охране окружающей среды и природопользования, лесного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Артель старателей Новая». Якутской природоохранной прокуратурой на основании обращения  была проведена проверка с привлечением специалистов Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я),  ГБУ РС(Я) «РИАЦЭМ» и ФГБУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»  и выявлено, что работы по разведке и добыче полезных ископаемых ведутся в границах территории традиционного природопользования «Иенгринское» при отсутствии обязательной этнологической экспертизы.

Прокурором в адрес руководства ООО «Артель старателей Новая» было вынесено представление с требованием устранения допущенного нарушения закона, причин и условий ему способствовавших, но ООО «Артель старателей Новая» отказались исполнять это требование закона мотивируя, что расположения месторождения руч. Нижняя Амунакта за пределами границ территории национального поселения.

Данный отказ нарушал права и законные интересы коренных малочисленных народов Севера, проживающих и использующих данную территорию традиционного природопользования «Иенгринское» для ведения хозяйства. 

Природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Артель старателей Новая» о возложении обязанности провести этнологическую экспертизу. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим очень успешный опыт обращения органы власти, контроля и надзора.

Результат действий

В результате предпринятых действий  cуд обязал ООО "Артель старателей Новая" в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять меры по проведению обязательной этнологической экспертизы на территории традиционного природопользования местного значения "Иенгринское".

Судебной коллегией Верховного Суда Республики Саха (Якутия)  в 2019 году решение было оставлено в силе.  

Таким образом, В Якутии создан прецедент. Суд обязал недропользователя провести этнологическую экспертизу. 

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (далее малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Перечень этих народов утвержден  распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р.

Традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого они осуществляют жизнедеятельность.

Малочисленные народы  имеют во всем мире наделены  особыми преференциями для сохранения своего уникального образа жизни, природопользования и ареалов жизнедеятельности. Тесная взаимосвязь формировавшаяся столетиями  определила природ сберегающие методы при ведении традиционного образа жизни. Сохранение исконной среды обитания (благоприятной окружающей среды) – самое важное для малочисленных народов, без нее  традиционный образ будет утрачен и приведет к потере этих народов и уникального разнообразия нашей планеты.  Именно поэтому и международное и российское законодательство  наделяет малочисленных народы особыми правами в сфере сохранения традиционного природопользования и  исконной среды обитания.

Статья  69 Конституции РФ установила, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных соглашений.

В развитие этих положений Конституции в России были приняты три специальных закона и включены специальные статьи в ряд федеральных законов гарантирующих особые права этим народам.

В соответствии с положениям статьи 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» коренные малочисленные народы имеют право владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий для осуществления традиционной хозяйственной деятельности, участвовать в осуществлении контроля за использованием этих земель и в принятии решений органами власти об использовании этих земель их традиционного расселения.

Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах"  установлено, что защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (статья 4 пункт10).

В соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»  этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

Конституция Республики Саха (Якутия) (далее  РС(Я)) в п.1 ч.2 ст.42 закрепляет положение, в соответствии с которым "Республика Саха (Якутия), уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов РС(Я) и коренных малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями".

Сегодня Якутия — единственный регион в России, который в 2010 году сделал обязательной этнологическую экспертизу. В республике ведут реестр недропользователей, работающих в местах проживания коренных народов, а на уровне правительства создана специальная комиссия из ученых и чиновников.

Закон РС (Я) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" принят 14 апреля 2010г. № 820-З N 537-IV.   Он регулирует отношения в области этнологической экспертизы в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. Этнологическая экспертиза  здесь обязательна для проведения до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС.

В развитие этого закон а были приняты:

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона РС (Я) «Об этнологической экспертизе» намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на исконную среду обитания КМНС и социально-культурную ситуацию в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС.

Данная экспертиза проводится для предупреждения возможных негативных последствий влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности на развитие этноса.

Согласно ст.8 Федерального закона от 07 мая 2001г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

В соответствии со ст.11 указанного Федерального закона правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

В соответствии с Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009г. N 631-р, такими местами в РС(Я) является, в том числе Нерюнгринский муниципальный район (улус) (с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега)).

Решением 12 сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета №3-12 от 22 апреля 2014г. на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега образована территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», а также утверждено Положение о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» (ТТП «Иенгринское») в соответствии с которым она относится к зонам с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п.6.2 Положения о ТТП «Иенгринское», любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района.

Таким образом, этнологическая экспертиза должна была обязательно проводится в этом районе до начла освоения участка недр.

Нарушение законодательства РС (Я) об этнологической экспертизе   влечет за собой административную ответственность согласно   статьям 4.8 и 4.9 Кодекса РС (Я) об административных   правонарушениях.

Для защиты  исконной среды обитания, традиционного природопользования проживание в благоприятной окружающей среде, заинтересованная общественность воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10 о разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов). 

Для защиты права на традиционное природопользование и  сохранение исконной среды обитания  были использовали нормы гарантированные: 

  1. Конституцией РФ   (статья 69);
  2. Конституцией Республики Саха (Якутия) (пункт 1 часть 2 статья 42);
  3. Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (статья 8);
  4. Федеральным законом от 07 мая 2001г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (статьи 8, 11); 
  5. Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах"  (статья 4 пункт10); 
  6. Законом  Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010г. № 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".

Рекомендации

Старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются аналогичными проблемами. 

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона.  

Документы 

 

  1. Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 г. по делу N 33-853/2019

Ссылки

  1. Оценят компенсацию. Суд впервые обязал недропользователя провести этнологическую экспертизу 
  2. В ЯКУТИИ СУД ВПЕРВЫЕ ОБЯЗАЛ ПРОМЫШЛЕННИКОВ ПРОВЕСТИ ЭТНОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ 
  3. В Якутии суд обязал артель старателей провести этнологическую экспертизу 
  4. Этнологическая экспертиза в Якутии ( алгоритм проведения)