Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Досрочное прекращение действие лицензии на добычу угля

Регион: Кемеровская область
Год: 2017-2020
Категория: не судебное

Краткое описание

В 2017 году жители Новокузнецкого района узнали о планах по расширению участка Ананьинский Восточный. Он должен был пройти прямо по региональной дороге Листвяги-Апанас. Также в зоне, которая должна была пойти под разработку, находятся электроподстанция и СНТ «Углеп». СНТ и подстанцию планировалось снести, участок дороги — перекопать, а жителей шести деревень, для которых этот путь единственная связь между поселками и городом, отправить в объезд. 

Разработки угля в Кузбассе ведутся открытым способом. Тысячи гектаров лесов и речных долин превращаются в абсолютно безжизненный марсианский пейзаж. Помимо практически невосполнимого ущерба в месте добычи угля - его сжигание приводит к выбросу в атмосферу множества вредных веществ. Люди близлежащих населенных пунктов задыхаются от пыли и дыма, который тянется с угольных отвалов.

Жители решили предпринять действия в защиту своего права на проживание в благоприятной окружающей среде. Более 300 жителей из Апанаса, Алексеевки, Ананьино, а так же жителей Новокузнецка блокировали начало работ по строительству угольного разреза на участке Ананьинский Восточный, расположенном рядом с населенными пунктами, которое осуществляло ООО «Сибуголь».  Сельские протесты переросли в митинги  и одиночные пикеты в Новокузнецке. 

За два с половиной года, была проведено несколько  акций. Жители блокировки дороги не один раз. Благодаря их протестам угольщикам так и не удалось начать разработку.

Отдельно жители   отстаивали сохранение дороги, под которой был уголь, и ее планировалось перекопать. Дорога всегда была  дорогой общего пользования, поэтому жители обратились в суд с требованием признать право собственности на дорогу ООО «Сибуголь» недействительным и вернуть ее в муниципалитет. 

В марте  2020 года стало известно, что «Сибэнергоуголь» приостанавливает работы. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим очень успешный опыт объединения усилий граждан  и  экологических организаций,  использование  различных  досудебных инструментов: направление  коллективных обращений в различные  органы власти, контроля и надзора, освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ, проведение массовых акций, митингов.

Результат действий

В результате активных действий граждан и общественных организаций удалось остановить проект и добиться того, что  Приказом  Сибнедр от 25 марта 2020  досрочно было  прекращено действие лицензии КЕМ 01663 ТЭ на добычу угля, принадлежащей ООО «Сибуголь». Первоначально срок действия лицензии, которую ООО "Сибуголь" получило в июле 2012 года, заканчивался в 2027 году. Лицензия снята с государственного учета в Роснедрах.

Кроме того, в 2017 году Прокуратурой  было выявлено  нарушение предприятием условий пользования недрами, предусмотренных лицензией, так как в установленные сроки не реализованы ее положения. Природоохранный прокурор возбудил в отношении компании дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией).

На лесных участках, предоставленных ООО «Сибуголь» на праве аренды, летом 2017 года  были вырублены деревья. Размер вреда, причиненного лесному фонду, составил 572 тыс. рублей. Компанию привлеки к ответственности, она полностью возместила ущерб лесничеству, а заместитель генерального директора  компании был привлечен к уголовной ответственности в 2018 году. По приговору суда он должен был выплатить в доход государства 1 млн рублей.

Таким образом, был предотвращён вред окружающей среде и здоровью граждан, окружающей среде, лесным ресурсам, атмосферному воздуху. 

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Для защиты окружающей среды, атмосферного воздуха, здоровья  населения от негативного воздействия, лесного фонда, своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане и общественные  организации воспользовались  правом на проведение и участие в  митингах, пикетированиях  гарантированное:

  1. Конституция РФ   (статья 31);
  2. Федеральным законом "Об охране окружающей среды", установлено право граждан  принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании по вопросам охраны окружающей среды (часть 2 статьи 11) и право НКО  организовывать  собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды (часть 1 статьи 12);
  3. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ (статьи 5-6).

Также они воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10 о разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов);
  4. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  5. Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ (статья 29);
  6. Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". 

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
  3. Статью 3 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, гарантирующего гражданам право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.  

Рекомендации

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. 

При организации митингов, пикетирований соблюдайте требования  Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и учтите, что:

  • Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (п.1. статьи 7).
  • При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (п.1 статьи 7).
  • Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров (п.1.1. статьи 7)
  • Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени (статья 9).
  • В законе перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено (статья 8). 

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

Обращение о нарушении экологических прав граждан можно направить как в органы осуществляющие общий контроль и надзор  за соблюдением прав граждан: Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,    Прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, так  и специально уполномоченные: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральные  агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды,  главе региона.  Можно обратиться в законодательные органы власти Думу или депутатам.

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  •  возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

Ссылки 

  1. Большая победа
  2. «Сибуголь» в Кузбассе лишили права недропользования 
  3. Угольная компания в Кузбассе лишилась участка добычи, который отстаивали общественники 
  4. Рабовладельцы: как деревня в Кузбассе борется с разрезами 
  5. Победа активистов Кузбасса - "Сибуголь" лишился лицензии на добычу угля
  6. Кузбасс: Жители Алексеевки и Ананьино вновь готовятся к противостоянию с угольщиками 
  7. "На угле": как открытые угольные разработки разрушают природу и образ жизни народов Сибири
  8. Фильм « На угле» о нарушении прав граждан прав граждан угольными компаниями в Кузбассе. "Экозащита!"

 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.