Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Изменение границ памятника природы и его охранных зон (городская ООПТ) без проведения ГЭЭ

Регион: Брянская область
Год: 2015
Категория: судебное.

В 1994 году Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) являющиеся природной основой центра г. Брянска, объявлены памятником природы областного значения. Были определены его границы  и установлен запрет на новое строительство в его границах. 

Однако с 1994 по 2013 год границы эти постоянно незаконно сужались, без проведения экологических экспертиз, и велось незаконное строительство.

Горожане выступали против изменения границ и новой  застройки памятника природы. Писали обращения, выходили на митинги, устраивали пикетирования, обращались в суд. 

23 июня 2014 года Правительством Брянской области принято постановление N 263-п "Об утверждении паспорта и положения о памятниках природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские Балки) в г. Брянске" (далее - Постановление), а Губернатором Брянской области издан Указ N 217 "Об утверждении границ охранных зон, зон ограниченной эксплуатации памятников природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" (далее - Указ).

Постановлением и Указом были  в очередной раз изменены границы ранее созданного в памятника природы и  его охранных зон.

Постановление и Указ прошли  государственную экологическую экспертизу (далее ГЭЭ), согласно выводам, которой  указанные проекты нормативно - технических документов соответствуют экологическим требованиям, которые устанавливаются законодательством в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

При этом ГЭЭ была проведена только в отношении  представленных документов. ГЭЭ возможности исключения части территории охранной зоны памятника природы по отношению к установленной границе в 2001 году не проводилась; не исследовались причины изменения границ и режима особо охраняемой природной территории; не выяснялось, является ли исключаемая часть земельных участков природоохранной территорией или утратила свое значение. Органами государственной власти субъекта на разрешение экспертной комиссии не ставилась задача комплексного экологического обследования земельных участков, исключаемых из территории границ памятников природы Верхний и Нижний Судки.

Таким образом,  материалы, обосновывающие внесенные изменения, не получили положительного заключения экологической экспертизы, в то время как их реализация могла привести к негативному воздействию на окружающую природную среду и повлечь негативное воздействие на особо охраняемые природные территории.

Группа граждан обратилась в суд с заявлением об оспаривании Постановления и Указа. С аналогичным заявлением в суд обратился и Прокурор Брянской области. В суде дела были объединены в одно производство.

24 декабря 2014 года суд первой инстанции (Брянский областной) вынес решение  о признании недействующими Постановления и Указа.

Правительство и Губернатор Брянской области подали апелляционную жалобу, но и суд второй инстанции (судебная коллегия по административным дела  Верховного суда РФ) вынес определение об оставлении решения суда первой инстанции без изменений, а апелляционной жалобы без удовлетворения. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане использовали досудебный (обращения, митинги, пикетирования) и судебный  способы. 

Досудебные способы урегулирования спора

Для защиты окружающей среды, здоровья  населения от негативного воздействия граждане воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (пункт 6 части 1 стать 3).

Право на  проведение и участие в  митингах, пикетированиях  гарантировано:

  1. Конституция РФ   (статья 31);
  2. Федеральным законом "Об охране окружающей среды", установлено право граждан  принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании по вопросам охраны окружающей среды (часть 2 статьи 11) и право НКО  организовывать  собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды (часть 1 статьи 12);
  3. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ (статьи 5-6).

Обращение в суд

Право на обращение в суд   за защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду, гарантированно: 

  1. Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года (статья 46);
  2. Гражданским Кодексом РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (статьи 11, 12);
  3. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ  (статья 1, часть 2, пункт 2)  (ранее, на момент рассмотрения дела  (2013-2014 годы) действовали нормы Гражданского процессуального кодекса);
  4. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды" (статья 11, часть 2).

Постановлением Брянской областной Думы N 34 от 8 сентября 1994 года овраги Верхний и Нижний Судки с родниками и бровками (Брянские балки) в г. Брянске объявлены памятниками природы областного значения; утвержден их паспорт с описанием границ и их охранной зоны; указана площадь, занимаемая памятниками природы, и их охранной зоны; определены допустимые виды использования памятника природы. Также определен режим охраны, установленный для памятников природы, с указанием о запрещении отвода земель под все виды нового строительства, в том числе строительство новых сооружений. На территории памятников природы Брянских балок запрещается вырубка зеленых насаждений, снятие растительного грунта, распашка новых территорий, строительство новых сооружений, в том числе гаражей, загрязнение свалками и неочищенными стоками, ограничиваются земляные работы, принимаются меры по улучшению питания транзитных подземных водотоков. При этом согласно генеральному плану г. Брянска, утвержденному Решением областной администрации от 25 апреля 1994 года N 31, территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки, с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях. Запрещается всякая деятельность, угрожающая сохранности Брянских балок.

Сравнительный анализ текстов оспариваемых постановления Правительства Брянской области и указа Губернатора Брянской области с Постановлением Брянской областной Думы N 34 от 8 сентября 1994 года (в редакции от 28 февраля 2001 года N 3-77) показал, что произошло изменение площади охранной зоны памятников природы. Из карты-плана границ охранной зоны памятников природы Верхний и Нижний Судки, являющейся приложением N 7 к оспариваемому Постановлению Правительства Брянской области N 263-п от 23 июня 2014 года, усматривается, что на части земельных участков памятника природы Верхний и Нижний Судки охранная зона не установлена, что не соответствует требованиям природоохранного законодательства и может привести к осуществлению хозяйственной деятельности и строительства.

Таким образом, в результате принятых Правительством Брянской области и Губернатором Брянской области оспариваемых актов произошла утрата части территории памятника природы регионального значения в отсутствие проведенной в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона N 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе".

Экологическая экспертиза возможности исключения части территории охранной зоны памятника природы по отношению к установленной границе в 2001 году не проводилась; не исследовались причины изменения границ и режима особо охраняемой природной территории; не выяснялось, является ли исключаемая часть земельных участков природоохранной территорией или утратила свое значение.

Таким образом, Постановление  и Указ  изменили границы памятника природы. Материалы, обосновывающие внесенные изменения, не получили положительного заключения экологической экспертизы, в то время как их реализация может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду. Данные изменения могли повлечь негативное воздействие на особо охраняемые природные территории, а потому исполнительному органу власти следовало выполнить требования, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", но ее проведено не было.

Граждане обратились в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий Постановления и Указа, которыми изменялись границы памятников природы, что  противоречит целям природоохранного законодательства по сохранению и воспроизведению природных ресурсов, необходимых для обеспечения здоровой экологической среды обитания, нарушает их право на благоприятную окружающую среду, закрепленное статьей 42 Конституции

Прокурор, который также обратится в суд с такими же требованиями,  в обоснование заявленных требований указал, что при принятии оспариваемого акта нарушены требования законодательства в сфере охраны окружающей природной среды, т.к. утвержденные границы памятников природы отличаются от ранее установленных Постановлением Брянской областной Думы N 34 от 8 сентября 1994 года в редакции от 28 февраля 2001 года; часть территории памятника природы не имеет охранной зоны; режим охраны части территории памятника природы, предоставленной под строительство объектов недвижимости, изменен; внесенные изменения в расположение границ охранных зон памятника природы, режим охраны территорий, ранее объявленных особо охраняемыми, не подвергались государственной экологической экспертизе.

Результат действий

В результате предпринятых  действий в защиту окружающей среды от негативного воздействия, сохранение и воспроизведение природных ресурсов, необходимых для обеспечения здоровой экологической среды обитания, незаконно принятые Постановление и Указ были признаны судом недействующими.

Таким образом, была предотвращена угроза  негативного воздействия на окружающую среду объектов памятника природы.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Способы защиты гражданских прав, предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса РФ. Применить те или иные способы защиты могут сами граждане, НКО, суды, а также соответствующие органы. Некоторые способы вправе применить или только суды, или только управомоченные лица. Для защиты гражданских прав, возможно, использовать один  или одновременно несколько способов из перечисленных в статье 12 ГК РФ.

Способы, предпринятые в данном деле:

  •  признания права  граждан на благоприятную окружающую среду;
  •  признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления: Постановления Правительства Брянской области 23 июня 2014 года N 263-п "Об утверждении паспорта и положения о памятниках природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские Балки) в г. Брянске"; Указа Губернатора Брянской области от 23 июня 2014 года из  N 217 "Об утверждении границ охранных зон, зон ограниченной эксплуатации памятников природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске".

Для защиты своих прав граждане успешно использовали  гарантированные законодательством нормы материального и процессуального права:

  1. Статью 42 и 58 Конституции Российской Федерации, статьи 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и   обязывающие ее сохранять;
  2. Статью 33 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливающие право граждан и НКО  на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам;
  3. Статью 11  часть 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды", статью 46 Конституции РФ,  статьи 11, 12  Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, статья 1, часть 2, пункт 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ гарантирующих право на обращение в суд   за защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду; Статью 208 Кодекса административного судопроизводства РФ – право оспорить нормативный правовой акт;
  4. части 2 статьи 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которой запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной; Статьи 32 и 33 о том, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду;
  5. Статьи 2, 25-27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
  6.  Пункт 8 части 1 статьи 1, Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающим принцип деления земель по целевому назначению на категории; статьей 95 запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов.
  7. Статью 12 Федерального закона N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливающую объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, проекты нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды;
  8. Пункт 1 статьи  10 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 N 172-ФЗ в силу, которой перевод земель особо охраняемых территорий осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз.

Сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

На основании статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Статьей 2 указанного федерального закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий установлены категории указанных территорий, к ним в том числе отнесены и памятники природы. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения (статья 25). Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении (пункты 2, 3 статьи 26). На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (статья 27).

Аналогичные правовые нормы содержатся и в статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой на землях, отнесенных к особо охраняемым природным территориям, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли определенных категорий, в том числе земли особо охраняемых природных территорий и объектов, подлежат использованию только по целевому назначению и в правовом режиме, определенном федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 59 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Статьями 32 и 33 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране

окружающей среды" закреплено положение о том, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Статьей 12 Федерального закона N 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года "Об экологической экспертизе" названы объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня и в качестве таковых указаны: проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1); материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 4); проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 4.1); объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (пункт 5).

Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 18 Федерального закона N 174-ФЗ).

Приказом департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N 124 от 6 июня 2014 года утверждено заключение N 1 экспертной комиссии по проектам нормативно-технических документов: Постановление Правительства Брянской области "Об утверждении паспорта и положения памятников природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" и Указ Губернатора Брянской области "Об утверждении границ охранных зон, зон ограниченной эксплуатации памятников природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске".

Согласно выводам государственной экологической экспертизы указанные проекты нормативно-технических документов соответствуют экологическим требованиям, которые устанавливаются законодательством в области охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в суде,  член экспертной комиссии ГЭЭ, пояснил, что 6 июня 2014 года проведена экспертиза только представленных документов: проект Постановления Правительства и проект Указа Губернатора. Экологическая экспертиза по вопросам изменения границ памятников природы не проводилась.

Таким образом, заключение государственной экологической экспертизы, не содержит данных, обосновывающих упразднение части особо охраняемой природной территории регионального значения и относится только к допустимости принятия нормативно-технических документов: оспариваемого постановления Правительства и указа Губернатора Брянской области.

Экологическая экспертиза возможности исключения части территории охранной зоны памятника природы по отношению к установленной границе в 2001 году не проводилась; не исследовались причины изменения границ и режима особо охраняемой природной территории; не выяснялось, является ли исключаемая часть земельных участков природоохранной территорией или утратила свое значение.

Таким образом, Постановление  и Указ  изменили границы памятника природы. Материалы, обосновывающие внесенные изменения, не получили положительного заключения экологической экспертизы, в то время как их реализация может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду. Данные изменения могут повлечь негативное воздействие на особо охраняемые природные территории, а потому исполнительному органу власти следовало выполнить требования, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Согласно части 10 статьи 2 Федерального закона N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.

С учетом требований Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятник природы регионального значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" подлежит охране.

Однако органами государственной власти субъекта не выполнены требования подпункта 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; требования, предусмотренные статьями 2, 26, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", по утверждению границ и определению режима охраны памятников природы регионального значения, тогда как в силу указанных федеральных норм вся деятельность органов государственной власти субъекта в сфере природоохранного законодательства должна осуществляться в целях сохранности памятника природы регионального значения.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает  нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании этих  норм законодательства суд признал недействующими со дня вступления Решения в законную силу:

Постановление Правительства Брянской области N 263-п от 23 июня 2014 года "Об утверждении паспорта и положения о памятниках природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске";

Указ Губернатора Брянской области N 217 от 23 июня 2014 года "Об утверждении границ

Рекомендация  - в случае необходимости защиты окружающей среды  в суде, обратитесь  за консультацией к профессионалам: юристам, адвокатам, экологическим  НКО или  самостоятельно изучите опыт по аналогичным ситуациям. Вполне вероятно, что вы найдете готовые алгоритмы действий и образцы судебных заявлений.

Для обоснования своей правовой позиции по аналогичной ситуации  используйте выше  изложенные нормы законов. Приложите к вашему заявлению в суд Решение Брянского областного суда от 24 декабря 2014 г. №3-4314и Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 83-АПГ15-3.

Эти документы усилят Ваши аргументы в суде. Судья увидит, что существует положительная практика решения таких споров и, скорее всего, воспользуется готовым решением.

Обращаясь в суд с иском об оспаривании нормативных правовых актов помните, что:

  • С исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, а также общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения (п.1-2 Статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее КАС РФ);
  • Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (п.6 Статья 208 КАС РФ);
  • По иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (Статья 211 КАС РФ);
  • Обязанность доказывания, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (п. 9 Статья 213 КАС РФ).

При организации митингов, пикетирований соблюдайте требования  Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и учтите, что:

  • Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (п.1. статьи 7).
  • При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (п.1 статьи 7).
  • Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров (п.1.1. статьи 7)
  • Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени (статья 9).
  • В законе перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено (статья 8).

Документы

  1. Решение Брянского областного суда от 24 декабря 2014 г. №3-4314;
  2. Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 83-АПГ15-3.

Ссылки

  1. О статусе Судков и незаконных застройках
  2. Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 83-АПГ15-3
  3. Решение-Брянского-областного-суда-от-24122014-№3-4314

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.