Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Изменение категории земель ООПТ без проведения ГЭЭ

Регион: Московская область, Ногинский район
Год: 2012-2013
Категория: судебное

Краткое описание 

19 апреля 2012 г. постановлением Правительства Московской области от N 533/15 «О включении земельного участка в границы г. Старая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района», в границы г. Старая Купавна включён принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Старбург» земельный участок площадью 64500 кв. м (категория земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешённого использования «для строительства санатория – профилактория»), расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, вблизи посёлка Зелёного. Этим же постановлением вид разрешённого использования земельного участка изменён для строительства многоэтажной жилой застройки. Таким образом, стала возможной вырубка 6,5 га леса. При этом земли особо охраняемых территорий перевели в земли населенных пунктов без проведения государственной экологической экспертизы.

Граждане обратились  к Губернатору, но  это не принесло результатов. 

Тогда, в интересах неопределённого круга лиц межрегиональная общественная благотворительная организация «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды «ПРИНЦИПЪ» - обратилась в суд, с заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта,  в связи с тем, что он противоречит федеральному законодательству, нарушает законные экологические интересы и конституционные права граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому должны осуществляться земельные отношения.

4 октября 2013 года суд  вынес решение в пользу граждан, признав вышеуказанное Постановление недействующим со дня его принятия.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане использовали досудебный (обращение к Губернатору Московской области) и судебный  способы. 

Досудебный способ урегулирования спора

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам гарантировано:

  • Конституцией РФ   (статьей 33);
  • Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1).

Заинтересованная общественность обратилась к губернатору, но несмотря на многочисленные обращения, проблемы жителей района не решались. При этом по словам представителя Губернатора и Правительства Московской области, вырубка 6,5 га леса не только не повредит экологии области, но и улучшит инвестиционный климат.

Обращение в суд 

Право на обращение в суд   за защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду, гарантировано: 

  • Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года (статья 46);
  • Гражданским Кодексом РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (статьи 11, 12);
  • Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ  (статья 1, часть 2, пункт 2)  (ранее, на момент рассмотрения дела  (2013-2014 годы) действовали нормы Гражданского процессуального кодекса);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» (статья 11, часть 2).

 

Суд первой инстанции  (Московский областной) признал, что порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае не соответствует действующему федеральному законодательству и законодательству Московской области, регулирующему данные правоотношения, так как не была проведена государственная экологическая экспертиза. Требование общественной организации удовлетворил и признал недействующим со дня принятия Постановление Правительства Московской области от 19 апреля 2012 года N 533/15 «О включении земельного участка в границы города Старая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района».

Правительство Московской области  подало апелляционную жалобу на это решение. 

Суд второй инстанции (Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации) рассмотрела апелляционную жалобу и  оставила решение  суда первой инстанции без изменения.

Результат действий

В результате предпринятых  общественной организацией действий в защиту экологических интересов и права граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на приоритет охраны жизни и здоровья человека, незаконно принятое решение о переводе земель  было признано недействующим со дня его принятия.

Таким образом, была предотвращена угроза   нарушения права граждан на проживание   в благоприятной окружающей среде строительством многоэтажных домов и спасено от вырубки 6,5 га леса  на землях особо охраняемых природных территорий.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Способы защиты гражданских прав, предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса РФ. Применить те или иные способы защиты могут сами граждане, НКО, суды, а также соответствующие органы. Некоторые способы вправе применить или только суды, или только управомоченные лица. Для защиты гражданских прав, возможно, использовать один  или одновременно несколько способов из перечисленных в статье 12 ГК РФ.

Способы, предпринятые в данном деле:

  • признания права  граждан на благоприятную окружающую среду и права общественных организаций на обращение в суд за защитой  прав неопределённого круга лиц;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления - Постановления Правительства Московской области от 19 апреля 2012 года N 533/15 «О включении земельного участка в границы города Старая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района».

Для защиты своих прав граждане успешно использовали  гарантированные законодательством нормы материального и процессуального права:

1.     Статью 42 Конституции Российской Федерации, статью 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и  среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

2.     Статью 33 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливающие право граждан и НКО  на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам;

3.     Статью 11  часть 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды», статью 46 Конституции РФ,  статьи 11, 12, 151 Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, статью 1 часть 2, пункт 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ, гарантирующих право на обращение в суд   за защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду;

4.     Пункт 8 части 1 статьи 1, Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающего принцип деления земель по целевому назначению на категории; в пункте 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению;

5.     Статью 12 Федерального закона N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливающую, что объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, проекты нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды;

6.     Пункт 1 статьи  10 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ в силу которой перевод земель особо охраняемых территорий осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз;

7.     Статью 14 Закона Московской области от 23 июля 2003 года N 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которой особо охраняемая природная территория может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она организована.

Основным доводом  заявленных в суде требований было то, что согласно действующему федеральному законодательству перевод земель особо охраняемых территорий и объектов в иную категорию возможен при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы о невозможности использования названных земель по их целевому назначению ввиду утраты ими особо ценного назначения. Также доводами послужили указания на нарушения целого ряда норм федерального,  регионального законодательства при принятии оспариваемого постановления.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и виду разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населённых пунктов (подпункт 2), земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4).

В силу положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменений границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Нарушение установленного законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Вопросы отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируются статьей 5 Закона Московской области N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области».

Порядок включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов регламентирован нормами Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении вида разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Подпунктом 1 пункта 19 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ установлено, что в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта должно быть отказано в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).

Согласно положениям ст. 8 Федерального закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Генеральный план городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района, схема территориального планирования Ногинского муниципального района  на момент рассмотрения дела судом  утверждены не были, следовательно, включение земельного участка в границы городского поселения Старая Купавна должно производиться в соответствии с установленными Федеральным законом N 191-ФЗ правилами.

Из текста оспариваемого Постановления Правительства Московской области N 533/15 усматривается, что при включении земельного участка в границы г. Старая Купавна изменены как категория земли: с «земли особо охраняемых территорий и объектов» на: «земли населенных пунктов», так и вид разрешенного использования: с «для строительства санатория-профилактория» на «для строительства многоэтажной жилой застройки».

Статья 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относит земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным Кодексом и  федеральными законами.

А  в пункте 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации содержится прямой запрет осуществления на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению.

Особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию регламентированы Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 10 указанного Закона перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Аналогичные положения содержит статья 14 Закона Московской области от 23 июля 2003 года N 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно указанной норме особо охраняемая природная территория может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она организована. Упразднение особо охраняемой природной территории по другим основаниям не допускается. Решение об упразднении особо охраняемой природной территории областного значения принимается Правительством Московской области на основании материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории областного значения, которые подлежат государственной экологической экспертизе.

При принятии оспариваемого Постановления Правительства МО N 533/15, которым изменены категория и вид разрешенного использования земельного участка, включаемого в границы г. Старая Купавна городского поселения Старая Купавна Ногинского муниципального района, комплексное экологическое обследование земельного участка категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» и каких-либо экспертиз не проводилось.

Отсутствие положительного экспертного заключения, основанного на материалах комплексного обследования земельного участка категории «земли особо охраняемых территорий и объектов», не позволяло осуществить его перевод в другую категорию.

В силу ст. 1 Федерального закона N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза есть установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, проекты нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды.

Постановление Правительства Московской области N 533/15 относится к нормативно-техническим документам в области охраны окружающей среды, поскольку изменение категории особо охраняемой территории и вида имевшегося разрешенного использования на: «под многоэтажную жилую застройку», включение этой территории в границы населенного пункта меняет статус территории и уровень ее охраны, т.е. оспариваемое постановление содержит нормы технического и правового характера и, таким образом, является объектом экологической экспертизы.

 Таким образом, порядок перевода земельного участка из одной категории в другую в данном случае не соответствовал  действующему федеральному законодательству и законодательству Московской области, регулирующему данные правоотношения.

В силу положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Рекомендация  - в случае необходимости защиты окружающей среды  в суде, обратитесь  за консультацией к профессионалам: юристам, адвокатам, экологическим  НКО или  самостоятельно изучите опыт по аналогичным ситуациям. Вполне вероятно, что вы найдете готовые алгоритмы действий и образцы судебных заявлений.

Для обоснования своей правовой позиции по аналогичной ситуации  используйте выше  изложенные нормы законов. Приложите к вашему заявлению в суд Решение Московского областного суда от 4 октября 2013 г. по делу  N 3-93/2013 и Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 4-АПГ13-16 

Эти документы усилят Ваши аргументы в суде. Судья увидит, что существует положительная практика решения таких споров и, скорее всего, воспользуется готовым решением.

Обращаясь в суд с иском об оспаривании нормативных правовых актов помните, что:

  • С исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, а также общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения (п.1-2 Статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее КАС РФ);
  • Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (п.6 Статья 208 КАС РФ);
  • По иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (Статья 211 КАС РФ);
  • Обязанность доказывания, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (п. 9 Статья 213 КАС РФ).

Документы: 

1.Решение Московского областного суда от 4 октября 2013 г. по делу  N 3-93/2013;

2. Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 4-АПГ13-16.

Источники:  

1.     Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 4-АПГ13-16

2.     Решение Московского областного суда от 4 октября 2013 г. по делу  N 3-93/2013

3.     «Нет массовой вырубке! Победа в Московском  областном суде»

4.     Сокрушительная победа в Верховном суде! 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.