Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» остановила судоходную деятельность с участием буксиров в районе залива Пильтун

Регион: Сахалинская область
Год: 2016
Категория: не судебное

Краткое описание 

В мае 2016 года компания Компания «Эксон Нефтегаз Лтд» (ЭНЛ) начала судоходные работы в заливе Пильтун в рамках проекта по расширению рискованной деятельности по добыче нефти и газа на острове Сахалин.  Для этих целей компанией был построен временный причал в заливе Пильтун, что является частью плана по расширению месторождения Одопту в рамках проекта «Сахалин-1». По мнению экологов, компания вела работы с нарушением  требований по обеспечению экологической безопасности, что создавало высокие риски для  редкой охотско-корейской популяции серых китов, занесенной в Красную книгу России.

Решение компании построить причал неоднократно подвергалось критике со стороны общественных и научных организаций, включая научный комитет Международной китобойной комиссии (МКК) и Консультативную группу по сохранению охотско-корейских серых китов (WGWAP) при МСОП в связи с тем, что не были обеспечены соответствующие меры ни по защите серых китов, мигрирующих на кормление в эту зону, ни по охране хрупкой экосистемы залива. Охотско-корейская популяция серых китов составляет всего около 175 особей.

Консультативная группа по сохранению серых китов выявила ряд проблем в проекте ЭНЛ, включая высокие уровни шума от буксиров, что может отпугнуть самок китов и их детенышей от их обычных мест кормления. Также существует вероятность того, что киты могут быть ранены проходящими судами. Более того, планы компании по отсыпке грунта и возможные аварийные нефтеразливы от проходящих судов также угрожают экосистеме залива – критически важной для обеспечения биогенными веществами зоны кормления.

«Эксон Нефтегаз Лтд» предоставила общественным организациям свой План по защите морских млекопитающих, но результаты независимой экспертизы выявили значительные упущения в плане.

В 2013 году общественная экологическая экспертиза заключила, что «...для поставки крупногабаритных грузов должны быть выбраны варианты, отличные от уже предложенных по проекту, по причине недопустимо высокого уровня негативного воздействия на популяцию серых китов и морских млекопитающих». В заключении экспертной комиссии общественной экологической экспертизы отмечались существенные риски, которые будут возникать для популяции серых китов, лежбища тюленей, рыбных ресурсов залива и т.д. Особенные опасения экспертов вызывали операции по доставке морем крупнотоннажных грузов с помощью барж и мощных буксиров с дальнейшей доставкой их через залив Пильтун на временные разгрузочные сооружения (ВРС) в центральной части залива.

Между тем, в 2014 году Консультативная группа по сохранению серых китов обратила внимание на то, что другие методы – такие как доставка грузов через косу вместо входа через устье залива – могут обеспечить достижение целей ЭНЛ и не потребуют реализации экологически негативной и рискованной деятельности, которую предлагает компания.   

Но компания ЭНЛ настаивала, что заявленный план отвечает экологическим требованиям Российской Федерации, был одобрен полномочными органами и получил все необходимые разрешения, и поэтому реализация проекта начнется в обозначенные сроки.

19 июля 2016 года экологические организации, в том числе WWF России, направили коллективное обращение в Росприроднадзор с требованием приостановить работы по доставке грузов. В обращении отмечалось, что по результата наблюдений экспертов с использованием веб-сервиса определения расположения морских судов MarineTraffic, а также непосредственные визуальные наблюдения в районе залива Пильтун, выявили ряд серьезных отклонений от обязательств по обеспечению экологической безопасности работ, указанных в проектной документации, а именно:

  • наличие большего, чем указано в проекте, числа буксиров, задействованных в проводке барж. В сочетании с другими судами, активно работающими в этой акватории, это может создавать экстремально высокий уровень шума и соответственно недопустимое негативное воздействие на серых китов в местах их кормления (нагула); 
  • проведение работ в ночное время и в условиях ограниченной видимости (туман). Это делает невозможным обеспечение работы наблюдателей за морскими млекопитающими, как ключевой меры для предотвращения возможных столкновений с серыми китами; 
  • неоднократные существенные превышения лимитов скорости, заявленных в проектной документации, как важнейшее условие для обеспечения безопасности работ; 
  • регулярные необоснованные передвижения буксиров вдоль района нагула серых китов; 
  • длительные стоянки и активные операции в непосредственной близости от места расположения лежбища тюленей в устье пролива залива Пильтун; 
  • не указанные в проектной и разрешительной документации суда (буксиры), участвующие в реализации Проекта, в зоне кормления (нагула) серых китов.

22 июля 2016 представители Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, Международного фонда защиты животных IFAW и региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» провели срочную встречу с «Эксон Нефтегаз Лимитед» и ExxonMobil – Россия. На ней экологи привели представителям компаний обширный набор фактов, подтверждающих нарушения в части соблюдения экологической безопасности при проводке барж.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Общественная экологическая экспертиза, коллективное обращение экологических организаций в органы власти, использование открытых источников данных для получения информации о деятельности компании (в данном случае – с использованием веб-сервиса определения расположения морских судов MarineTraffic, непосредственные визуальные наблюдения, переговоры с руководством компании, общественный мониторинг для оценки экологических рисков и воздействий.

Результат действий

Вначале августа 2016 года Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» остановила судоходную деятельность с участием буксиров в районе залива Пильтун.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Согласно статье 24 Федерального закона «О животном мире» действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности животных, занесенных в красные книги, и ухудшающая среду их обитания. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, влекут административную ответственность по статье 8.35 КоАП РФ.

2. Общественная экологическая экспертиза. Одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении. Это механизм, благодаря которому граждане и НКО  могут оценить последствия  намечаемой хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения до начала его осуществления. Также ОЭЭ можно назвать эффективным инструментом, позволяющим установить диалог между населением и хозяйствующим субъектом.

Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также механизм ее проведения  закреплены в главе IV (статьи 19-25) Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ.

Право получать от заказчика документацию для проведения ОЭЭ, в том же объеме, что и для государственной экологической экспертизы, гарантировано пунктом 3 статьи 22, пунктом 1 статьи 14 ФЗ «Об экологической экспертизе». Статьей 27 этого же закона установлена обязанность Заказчика документации передавать общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы.

3. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды.

Для реализации и защиты прав в области охраны окружающей среды граждане и общественные объединения могут обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, что гарантировано Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1) и  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12).  Указанные статьи предусматривают право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также о правах общественных объединений и НКО  в области охраны окружающей среды.

Помимо права на обращение в органы власти Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставляет также общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, кроме прочего, право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Ссылки

  1. ЭКОЛОГИ СМОГЛИ ЗАЩИТИТЬ СЕРЫХ КИТОВ ОТ БУКСИРОВ
  2. РАСШИРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКСОН» НА САХАЛИНЕ УГРОЖАЕТ СЕРЫМ КИТАМ 
  3. НОВЫЙ ПРОЕКТ EXXONMOBIL И «РОСНЕФТИ» УГРОЖАЕТ ПОПУЛЯЦИИ СЕРЫХ КИТОВ


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.