Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Компания жителей Красноярска против строительства Енисейского ферросплавного завода

Регион: Красноярский край
Год: 2014
Категория: не судебное

Краткое описание 

Проект строительства Енисейского ферросплавного завода в 11 километрах от Красноярска на территории бывшего тракторного завода, который должен был стать крупнейшим производством такого рода в стране, был представлен публике в 2008 году в рамках Красноярского экономического форума. Однако реализация проекта вызвала беспрецедентный по масштабам для области (и для России того времени) гражданский протест.

В 2011 году в ответ на планы строительства завода в Красноярске сложилось протестное движение «Красноярск против!», которое началось с небольшой группы активистов и постепенно охватило все слои населения. Когда на территории бывшего Красноярского завода тяжелого машиностроения начались работы по переоборудованию цехов для нужд нового завода, активисты провели немногочисленный сход граждан против реализации проекта. Именно это дало возможность в дальнейшем говорить о том, что именно жители против строительства и обозначить «сход граждан» в качестве инициатора на бланках при сборе подписей против реализации проекта. Сбор подписей стал одним из самых эффективных методов борьбы – двести тысяч человек, или около 20% жителей Красноярска, подписались под требованием о запрете строительства.

Помимо сбора подписей активисты предпринимали различные варианты действий. Были организованы массовые акции (автопробег, демонстрации с барабанщиками, митинг, собравший рекордные 6500 человек), а также регулярные пикеты, экспертную работу и участие в судебных заседаниях. Системная работа в Интернет и социальных сетях, а также со СМИ давала информационную поддержку процесса. Группа «Красноярск против!» в социальной сети «ВКонтакте» к июню 2014 года превысила 45 тысяч человек, а запущенный через три недели после начала протестов сайт yad-zavod.org стал основным источником новостей о ходе кампании и правовой информации для ее участников и сторонников. Кроме того, была выстроена работа со СМИ – движение регулярно предоставляло информационные поводы и работало с журналистами. 

Когда стало понятно, что на стороне движения большое число граждан, активистов прямо или косвенно стали поддерживать местные политические организации и промышленники. Активисты заняли следующую позицию, которая позволила избежать обвинений в работе «на выборы»: не важно, кому выгодны действия движения, и кто его поддерживает, если это препятствует строительству завода. В итоге в единый день голосования 8 сентября 2013 года при поддержке одной из партий рядом с избирательными участками были установлены импровизированные урны для голосования по вопросу строительства завода. Жителям, пришедшим на избирательные участки, волонтёры предлагали заполнить специальные бланки и поставить отметку в поле «За» или «Против». В итоге по результатам подсчётов голосов против, проголосовало почти сто тысяч человек. И хотя результаты такого импровизированного референдума не могут быть использованы в качестве доказательства в суде, они послужили хорошим инструментом, чтобы доказать обеспокоенность жителей данной проблемой.

Аполитичность активистов также помогла наладить взаимодействие с администрацией региона. Они вошли в рабочую группу, созданную при Законодательном собрании края для решения вопроса о строительстве завода, в рамках работы которой последовательный разбор имеющихся проблем привел к тому, что было получено заключение о недопустимости строительства завода. Кроме того, при Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края был учрежден Экспертный совет, первое заседание которого прошло в июле 2013 года. А в августе 2014 года тогда еще врио губернатора Красноярского края Виктор Толоконский заявил в СМИ, что завода ферросплавов в крае не будет.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Сбор подписей, массовые мероприятия и акции, работа в Интернет – сайт и группа ВКонтакте, экспертная и правовая деятельность.

Результат действий

Под давлением общественности органы местного самоуправления Емельяновского района, отказали инвестору в выдаче разрешения на строительство. Позицию поддержали власти края, расторгнув соглашение с компанией.

В марте 2014 года было вынесено постановление Третьего арбитражного апелляционного суда Красноярска о неудовлетворении требований на выдачу разрешения на строительство завода. В августе того же года в Иркутске состоялось заседание Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по вопросу возможного строительства Енисейского ферросплавного завода на территории Емельяновского района. Суд кассационной инстанции согласился с выводом нижестоящего суда о недопустимости возложения на администрацию сельсовета обязанности выдать соответствующее разрешение.

В ноябре 2015 года Совет развития Хакасии рассмотрел проект по производству электролитического металлического марганца и признал его перспективным для социально-экономического развития региона. В декабре 2017 года инвестор подал иск к правительству Красноярского края о взыскании около 23,2 млрд руб. убытков за непостроенный под Красноярском завод ферросплавов. Арбитражный суд Красноярского края отказал ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» во взыскании убытков. В декабре 2019 года Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) решение Арбитражного суда Красноярского края оставил без изменения. 

В декабре 2017 года в отношении компании ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» было введено конкурсное производство, она была признана банкротом.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, что предусмотрено статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Наличие такого разрешения, выдаваемого органами местного самоуправления в области градостроительной деятельности, обязательно для начала любого строительства или реконструкции объекта капитального строительства. Однако, хотя данный документ является обязательным для получения застройщиком, многие компании начинают работы еще до того, как оно будет оформлено. Проверить факт наличия такого разрешения можно путем направления соответствующего обращения в органы прокуратуры. Прокуратура проведет проверку, и, если в ее ходе выяснится, что разрешение не получено, это станет твердым основанием для принудительной остановки такого строительства или реконструкции. Приведенная в этом примере масштабная экологическая кампания жителей Красноярска против строительства марганцевого завода ферросплавов повлекла за собой проверки деятельности компании-застройщика и отказ в выдаче разрешения на строительство завода, который затем был подтвержден судебными решениями. 

2. Массовый сбор подписей. Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При этом коллективное обращение будет отличаться от индивидуального только количеством подписей под ним. Следует иметь в виду, что подписи должны быть поставлены гражданами собственноручно и непосредственно под текстом. Подписи можно собирать прежде всего среди жителей того района или населенного пункта, которые напрямую затрагивает проблема, описываемая в обращении. Это удобно делать в выходные или праздничные дни в посещаемых местах, а также публичных мероприятиях, посвященных данной проблеме. 

Бланк подписного листа должен включать в себя компактный, чёткий и понятный текст обращения с выдвигаемыми требованиями, после которого вставляется таблица с указанием ФОИ подписантов, адрес места жительства и подпись. Важно, чтобы и текст, и таблица умещались на одной стороне одного листа, причем, если листов больше одного, то текст обращения должен быть продублирован на каждом подписном листе. 

После окончания сбора подписей копии подписных листов направляются в органы власти, а оригиналы хранятся у ответственного лица. Это даст возможность направить обращение в несколько инстанций.

Направляемое в органы власти обращение должно быть оформлено строго в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под текстом обращения необходимо указать количество прилагаемых листов с подписями. В поле «от кого» пишется «от жителей… [поселка, города, области и т.д.]» и перечисляются все муниципальные образования и субъекты, где были собраны подписи. Обращение распечатывается в двух экземплярах, подписывается любым из членов инициативной группы (с указанием его ФИО и даты подписания) и отвозится нарочным в приемную органа государственной власти, которому оно адресовано. Один экземпляр с копиями подписных листов отдается должностному лицу или в экспедицию, второй остается у заявителя с отметкой о принятии обращения.

3. Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публично кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  • собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно-значимых вопросов;
  • митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  • демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  • шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  • пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил е проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество, либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания, либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета – не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительный характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия, и сделает его организацию проблематичной или невозможной, и проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведения акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые акты субъектов РФ, детализирующие нормы федерального закона.

В завершение стоит отметить, что важно иметь профессионалов в группе единомышленников для решения юридических вопросов, участия в судебных заседаниях, проведении специальных экспертных оценок, работы со СМИ и публичных коммуникаций, взаимодействия с органами власти, так как многие вопросы потребуют наличия специальных знаний и опыта. 

Ссылки

  1. Инвесторам завода ферросплавов отказали в иске к правительству Красноярского края 
  2. Журнал «Экологии и права»
  3. «Красноярск Против» - экологический вестник
  4. Красноярск против марганцевого завода ферросплавов
  5. Ферросплавят. Движимое и недвижимое имущество «Чек-Су.ВК» оценили в 570 млн. рублей
  6. Дело № 03АП-6435/2019
  7. Имущество производителя марганца "Чек-Су.ВК" выставят на торги за 8,5 млрд рублей
  8. Банкротство «Чек-Су» ставит крест на марганцевом проекте в Хакасии


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.