Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Ликвидация полигона «Красный бор»: роль общественности

Регион: Ленинградская область
Год: 2000-2020
Категория: не судебное

Краткое описание 

Полигон для приема промышленных отходов от предприятий Ленинграда и Ленинградской области «Красный бор» был создан в 1969 году. Расчетных срок полигона составлял пять лен, а в действительности он просуществовал гораздо дольше – 50 лет, и только сейчас начались активные шаги по его рекультивации.

Полигон был поделен на специальные карты-котлованы, в которые сливались или сбрасывались опасные органические и неорганические отходы от производств, который свозились со всей страны и стран бывшего Советского Союза и не подлежали никакой дальнейшей переработке. 

В 1993 году Хельсинская комиссия признала полигон угрозой для экологии Балтики и внесла его в список «горячих точек» - проблема приобрела международный статус. 

На протяжении последних двух десятилетий «Красный Бор» оставался в центре внимания как региональных, так и федеральных властей, а также общественности и СМИ. 20 лет назад был опубликован первый экспертный документ «Беллоны», посвященный этой проблеме. В разные годы (2006, 2008 и 2011) на полигоне случились три крупных пожара, получившие широкое освещение в прессе – химическая свалка загоралась из-за ошибок персонала, ядовитые облака доходили до Петербурга. 

По результатам анализа проб воды из магистрального канала, идущего с территории полигона в речку Большая Ижорка, взятых Гринпис 2010 году,  концентрация ртути в воде оказалась в 56 раз больше предельно допустимого уровня, установленного для рыбохозяйственных водоемов, полихлорированных бифенилов – в 650 раз, фенолов – в 2,1 тысячи раз. В апреле 2014 года  экологическая общественная организация «Зеленый Фронт» также заявила о несанкционированных сбросах. По результатам проверки, проведенной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу в ответ на публикацию в СМИ, было установлено что СПБ ГУПП «Полигон «Красный Бор» осуществляется сброс сточных вод в магистральный канал, впадающий в Б. Ижорку с превышением предельно-допустимых концентраций».

 «Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б. Е. Веденеева» приводит данные о том, что за 40 лет эксплуатации (с начала эксплуатации и до 2010 года)  полигона с его территории в поверхностные и подземные воды поступило около 14 миллионов кубических метров загрязненных стоков.

Полигон неоднократно привлекался к административной ответственности по причине загрязнения стоков, сбрасываемых в магистральный канал.

Как итог, за 50 лет эксплуатации на полигоне размещено порядка 2 миллионов тонн отходов, а также 3 миллиона тонн вторично загрязненных грунтов, расположенных на территории в 46,5 гектаров». Учитывая, что полигон находится выше водозабора Водоканала Санкт-Петербурга, всего в 6,5 километрах от Невы, можно сказать, что проблема затрагивает интересы не только жителей близлежащих населенных пунктов, но и всех жителей многомиллионного мегаполиса. 

Одна из первых попыток по обезвреживанию полигона была предпринята в 1994 году, когда было принято решение о строительстве на его территории завода по переработке химических отходов, были выделены миллиарды рублей, однако он так и не был достроен и пущен в эксплуатацию. В итоге проект с течением времени устарел. В 2014 году завода строительство окончательно прекратилось в связи с недовольством общественности, полигон законсервировали. На данный момент принято окончательное решение не заниматься термической обработкой отходов на данной территории.

В 2015 году городской суд города Тосно своим решением остановил деятельность полигона за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

В 2018 году Министерство природных ресурсов и экологии включило полигон в специальный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. 

Ликвидировать накопленный вред Правительство своим распоряжением (Распоряжение Правительства РФ от 14.02.2020 № 289-р) поручило Федеральному экологическому оператору (ФЭО), входящему в состав Госкорпорации «Росатом», назначив его единым исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на полигоне «Красный Бор». В 2020 году была разработана концепция и начаты инженерные изыскания. Согласно концепции, к концу 2021 года должны быть пройдены все экспертизы проектной документации и начата разработка рабочей документации.

До 2024 года полигон планируется полностью рекультивировать, сделав упор на создание безопасной территории для проживающих рядом с объектом граждан после завершения проекта.

Процесс разделен на несколько этапов:

  • создание системы укрытий, позволяющих защитить открытые карты-котлованы от атмосферных осадков;
  • создание нового комплекса очистки содержимого открытых карт для получения очищенной воды и строительного сырья;
  • установка эшелонированного экрана по всему периметру полигона, который будет препятствовать загрязнению грунтовых вод.
  • рекультивация закрытых карт полигона;
  • создание автоматизированной системы мониторинга и контроля.

Появилась надежда на то, что самый проблемный объект с токсичными отходами на Северо-Западе России будет наконец рекультивирован в ближайшие годы.


Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Общественный экологический мониторинг, сбор информации, обращение и взаимодействие с органами государственной власти, участие в общественном совете Госкорпорации «Росатом», проведение экспертных оценок и подготовка докладов. 

Результат действий

До 2024 года полигон планируется полностью рекультивировать полигон.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды.

Для реализации и защиты прав в области охраны окружающей среды граждане и общественные объединения могут обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, что гарантировано Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1) и  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12).  Указанные статьи предусматривают право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также о правах общественных объединений и НКО  в области охраны окружающей среды.

Помимо права на обращение в органы власти Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставляет также общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, кроме прочего, право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

2. При федеральных органах исполнительной власти создаются общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации Общественные советы (см. ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). Общественные советы выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля, содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе. Требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.

 

 Ссылки

  1. К 2024 году «Красный Бор» должен быть ликвидирован
  2. Полигон «Красный Бор»: химический Чернобыль уже стартовал 
  3. Замороженные отходы 
  4. Полигон токсичных отходов «Красный Бор»
  5. Объект накопленного экологического вреда (полигон токсичных отходов «Красный Бор»)
  6. «Нельзя допустить перелива содержимого карт на рельеф», – эксперты обсудили полигон «Красный Бор»