

Ликвидация полигона «Красный бор»: роль общественности
Категория: не судебное
Краткое описание
Полигон для приема промышленных отходов от предприятий Ленинграда и Ленинградской области «Красный бор» был создан в 1969 году. Расчетных срок полигона составлял пять лен, а в действительности он просуществовал гораздо дольше – 50 лет, и только сейчас начались активные шаги по его рекультивации.
Полигон был поделен на специальные карты-котлованы, в которые сливались или сбрасывались опасные органические и неорганические отходы от производств, который свозились со всей страны и стран бывшего Советского Союза и не подлежали никакой дальнейшей переработке.
В 1993 году Хельсинская комиссия признала полигон угрозой для экологии Балтики и внесла его в список «горячих точек» - проблема приобрела международный статус.
На протяжении последних двух десятилетий «Красный Бор» оставался в центре внимания как региональных, так и федеральных властей, а также общественности и СМИ. 20 лет назад был опубликован первый экспертный документ «Беллоны», посвященный этой проблеме. В разные годы (2006, 2008 и 2011) на полигоне случились три крупных пожара, получившие широкое освещение в прессе – химическая свалка загоралась из-за ошибок персонала, ядовитые облака доходили до Петербурга.
По результатам анализа проб воды из магистрального канала, идущего с территории полигона в речку Большая Ижорка, взятых Гринпис 2010 году, концентрация ртути в воде оказалась в 56 раз больше предельно допустимого уровня, установленного для рыбохозяйственных водоемов, полихлорированных бифенилов – в 650 раз, фенолов – в 2,1 тысячи раз. В апреле 2014 года экологическая общественная организация «Зеленый Фронт» также заявила о несанкционированных сбросах. По результатам проверки, проведенной Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу в ответ на публикацию в СМИ, было установлено что СПБ ГУПП «Полигон «Красный Бор» осуществляется сброс сточных вод в магистральный канал, впадающий в Б. Ижорку с превышением предельно-допустимых концентраций».
«Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники им. Б. Е. Веденеева» приводит данные о том, что за 40 лет эксплуатации (с начала эксплуатации и до 2010 года) полигона с его территории в поверхностные и подземные воды поступило около 14 миллионов кубических метров загрязненных стоков.
Полигон неоднократно привлекался к административной ответственности по причине загрязнения стоков, сбрасываемых в магистральный канал.
Как итог, за 50 лет эксплуатации на полигоне размещено порядка 2 миллионов тонн отходов, а также 3 миллиона тонн вторично загрязненных грунтов, расположенных на территории в 46,5 гектаров». Учитывая, что полигон находится выше водозабора Водоканала Санкт-Петербурга, всего в 6,5 километрах от Невы, можно сказать, что проблема затрагивает интересы не только жителей близлежащих населенных пунктов, но и всех жителей многомиллионного мегаполиса.
Одна из первых попыток по обезвреживанию полигона была предпринята в 1994 году, когда было принято решение о строительстве на его территории завода по переработке химических отходов, были выделены миллиарды рублей, однако он так и не был достроен и пущен в эксплуатацию. В итоге проект с течением времени устарел. В 2014 году завода строительство окончательно прекратилось в связи с недовольством общественности, полигон законсервировали. На данный момент принято окончательное решение не заниматься термической обработкой отходов на данной территории.
В 2015 году городской суд города Тосно своим решением остановил деятельность полигона за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
В 2018 году Министерство природных ресурсов и экологии включило полигон в специальный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Ликвидировать накопленный вред Правительство своим распоряжением (Распоряжение Правительства РФ от 14.02.2020 № 289-р) поручило Федеральному экологическому оператору (ФЭО), входящему в состав Госкорпорации «Росатом», назначив его единым исполнителем работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на полигоне «Красный Бор». В 2020 году была разработана концепция и начаты инженерные изыскания. Согласно концепции, к концу 2021 года должны быть пройдены все экспертизы проектной документации и начата разработка рабочей документации.
До 2024 года полигон планируется полностью рекультивировать, сделав упор на создание безопасной территории для проживающих рядом с объектом граждан после завершения проекта.
Процесс разделен на несколько этапов:
- создание системы укрытий, позволяющих защитить открытые карты-котлованы от атмосферных осадков;
- создание нового комплекса очистки содержимого открытых карт для получения очищенной воды и строительного сырья;
- установка эшелонированного экрана по всему периметру полигона, который будет препятствовать загрязнению грунтовых вод.
- рекультивация закрытых карт полигона;
- создание автоматизированной системы мониторинга и контроля.
Появилась надежда на то, что самый проблемный объект с токсичными отходами на Северо-Западе России будет наконец рекультивирован в ближайшие годы.
Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды
Общественный экологический мониторинг, сбор информации, обращение и взаимодействие с органами государственной власти, участие в общественном совете Госкорпорации «Росатом», проведение экспертных оценок и подготовка докладов.
Результат действий
До 2024 года полигон планируется полностью рекультивировать полигон.
Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов
1. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды.
Для реализации и защиты прав в области охраны окружающей среды граждане и общественные объединения могут обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, что гарантировано Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1) и от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12). Указанные статьи предусматривают право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также о правах общественных объединений и НКО в области охраны окружающей среды.
Помимо права на обращение в органы власти Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставляет также общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, кроме прочего, право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.
2. При федеральных органах исполнительной власти создаются общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации Общественные советы (см. ст. 13 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»). Общественные советы выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля, содействуют учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти формируются на конкурсной основе. Требования к кандидатурам в состав общественного совета при федеральном органе исполнительной власти разрабатываются соответствующим федеральным органом исполнительной власти совместно с Общественной палатой Российской Федерации. Правом выдвижения кандидатур в члены общественных советов обладают общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации, целями деятельности которых являются представление или защита общественных интересов и (или) выполнение экспертной работы в сфере общественных отношений. Состав общественного совета, сформированный из числа кандидатур, отобранных на конкурсной основе, утверждается руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти по согласованию с советом Общественной палаты Российской Федерации. Председатель общественного совета избирается членами общественного совета из своего состава.
Ссылки
- К 2024 году «Красный Бор» должен быть ликвидирован
- Полигон «Красный Бор»: химический Чернобыль уже стартовал
- Замороженные отходы
- Полигон токсичных отходов «Красный Бор»
- Объект накопленного экологического вреда (полигон токсичных отходов «Красный Бор»)
- «Нельзя допустить перелива содержимого карт на рельеф», – эксперты обсудили полигон «Красный Бор»