Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Молодежное общественное движение «Речной дозор» (проект Фонда «Без рек как без рук» по общественному экологическому мониторингу состояния водных объектов)
Премия рунета 2017

Молодежное общественное движение «Речной дозор» (проект Фонда «Без рек как без рук» по общественному экологическому мониторингу состояния водных объектов)

Регион: Чувашская республика
Год: 2019
Категория: не судебное

Краткое описание 

Молодежное общественное движение «Речной дозор» - проект некоммерческого Фонда «Без рек как без рук», представляющий собой новую форму общественного экологического контроля, осуществлять который смогут молодые люди в разных городах России. Проект направлен на работу с молодежью с целью экологического просвещения, вовлечение молодых людей в решение экологических проблем регионов в вопросах сохранения водных ресурсов, развитие научно-исследовательской деятельности в области прикладной экологии, стимулирование участия в волонтерской деятельности, воспитание ответственного и бережного отношения к природным богатствам страны, участие в сохранении и восстановлении экосистем рек и водоемов на территории России. Молодые люди участвуют в природоохранной деятельности путем проведения регулярных наблюдений за качеством речной воды. 

Региональные отделения «Речного дозора» могут быть развернуты на базе учебных заведений, молодежных общественных объединений, волонтерских организаций. В каждом отряде движения – по 10-12 волонтеров, которых обучают диагностике речной воды и обеспечивают необходимым для проведения мониторинга оборудованием. Юные экологи отбирают пробы воды и проводят анализ качества гидрохимических параметров. Для этого их обучают диагностике речной воды и обеспечивают необходимым для проведения мониторинга оборудованием.

Переносные лаборатории, умещающиеся в рюкзак, содержат комплект необходимого оборудования и реактивов для проведения мониторинга основных гидрохимических параметров водоемов, что дает возможность быстро и точно проводить на месте все необходимые анализы, а также вести постоянный мониторинг основных гидрохимических параметров, характеризующих состояние водоемов.

Контроль качества воды во всех городах проекта проводится по единой методике и с помощью однотипного оборудования, что сделает результаты, полученные в разных городах, сопоставимыми. Отбор проб воды производится на заранее выбранных площадках на реке на «входе» и «выходе» реки из города еженедельно, желательно два раза в неделю в течение всего года, а после забора пробы анализируются по специальной методике, разработанной специалистами Фонда.

Полученные данные сопоставляются участниками отделения с данными ПДК, и в случае их превышения информация направляется в местные надзорные органы для принятия соответствующих мер и устранения источника угрозы.

Работу регионального (городского) отделения движения «Речной дозор» по эко-мониторингу организуют максимально практично и интересно для молодых людей, а полученные данные могут также быть использованы для исследовательских проектов, курсовых и дипломных работ, научных публикаций, публикаций в СМИ и социальных медиа.

Движение было создано в 2018 году, а в 2019 году проект по созданию отрядов «Речного дозора» на Волге стал победителем конкурса Фонда президентских грантов. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Мониторинг состояния водных объектов, распространение информации, обращение в органы государственной власти.

Результат действий

Данные всех отрядов «Речного дозора» отражаются на интерактивной карте экологического состояния российских рек.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В числе прочего граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Мониторинг гражданами состояния и загрязнения окружающей среды не относится к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в этой связи лицензированию не подлежит. В связи с этим такие данные могут использоваться только для личного пользования (не могут предоставляться за плату), а также не могут быть использованы в качестве доказательства в суде. Однако полученная информация, в случае выявленного датчиками превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе может быть использована для обращения в контролирующие органы для проведения официальных замеров и проведения проверок.

2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

  1. Сайт Молодежного общественного движения «Речной дозор»
  2. Молодежное общественное движение «Речной дозор» - за чистую Волгу!
  3. «Речной дозор»: молодые экологи проверят состояние рек Ленобласти
  4. «Речной дозор» будет следить за сохранением экологии Волги
  5. Студенческий "Речной дозор" проследит за состоянием Волги 
  6. «Речной дозор». Молодежное эко-движение берет на контроль состояние российских водоемов


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.