Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Общественность добивается запрета на строительство плотин в Монголии

Регион: Республика Бурятия, Забайкальский край, РФ, Монголия
Год: 2012-2020
Категория: не судебное

Краткое описание

2012-2019 экологи последовательно выступали против возведения на территории Монголии гидроузлов, угрожающих озеру Байкал и его крупнейшему притоку – реке Селенге. Монголия, в которой наблюдается дефицит электроэнергии, планировала возвести каскад ГЭС "Шурэн" на реке Селенга – главной артерии озера Байкал и на впадающих в нее притоках. По мнению экологов и ученых, проекты могли оказать существенное негативное воздействие на экосистему Байкала и Селенги, в том числе привести к гибели самой многочисленной популяции байкальского омуля. Кроме того, по оценке ученых института общей и экспериментальной биологии Сибирского отделения РАН, постройка плотин привела бы к понижению объема стока Селенги, при котором была бы нарушена динамика речного притока и произошло бы гидрохимического состава воды. 

На защиту Селенги и Байкала тогда встали жители и власти Бурятии, общественные природоохранные организации, ЮНЕСКО и Президент России В.В. Путин. 

Проект «Шурэн» должен был финансироваться Всемирным банком, однако в 2017 году работы по подготовке к его реализации были приостановлены после проведения общественных обсуждений в России и Монголии с участием экологов, чтобы оценить все возможные последствия строительства ГЭС.

В итоге проект строительства монгольских ГЭС был тогда приостановлен, а Монголия согласилась совместно с российскими экспертами провести оценки воздействий на окружающую среду и региональную экологическую оценку.

Однако в сентябре 2020 года появилась новая угроза – при помощи космоснимков со спутника Sentinel российским и монгольским экологам из коалиции «Реки без границ» удалось выявить признаки нового масштабного строительства – на этот раз на реке Ульдза (Улз-Гол), являющейся главным источником воды для трансграничного российско-монгольского объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Ландшафты Даурии». По данным экологов, реку Ульдза планируется перегородить плотиной длиной 700 метров и высотой 9-12 метров для создания водохранилища емкостью 27 миллионов кубометров. Как выяснилось, строительство ведется по прямому указанию властей Монголии для «предотвращения высыхания реки» и, по предположениям экологов, следующим этапом станет активизация проектов строительства плотин в верховьях иных трансграничных рек Монголии.

«У нас никаких сомнений относительно настоящей цели строительства нового гидроузла, — отмечает российский координатор экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов. – Разгадка в том, что до 80% водопользователей в бассейне реки Ульдза – это предприятия горнодобывающей промышленности Монголии. То есть уникальный объект Всемирного природного наследия лишат основного источника воды только ради увеличения объемов добычи и переработки полезных ископаемых».

«Территория Даурии находится в самом начале многоводного цикла, поэтому накопление воды «чтоб река не высохла» в качестве основной цели строительства плотины выглядит сущей бессмыслицей, – убежден международный координатор экологической коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. – Для экосистемы Даурии масштабные негативные последствия возведения плотины на Ульдзе с лихвой перевесят любые положительные эффекты».

Экологи направили официальную жалобу в Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО в связи с началом строительства плотины на территории Монголии, угрожающей российско-монгольскому объекту Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Ландшафты Даурии», а также потребовали от властей Монголии немедленного прекращения строительства плотины на реке Ульдза и проведения всеобъемлющей оценки воздействия на окружающей среду предполагаемого проекта.

Кроме того, руководство Даурского заповедника в Забайкалье в свою очередь обратилось к Министерству природных ресурсов и экологии России с просьбой предотвратить строительство плотины на реке Ульдзе в Монголии. По оценкам сотрудников заповедника, плотина угрожает Торейским озерам и всей территории «Ландшафты Даурии» – объекту из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Строительство плотины на трансграничной реке Ульдза начато в июле текущего года без оповещения российской стороны и без двусторонней оценки влияния гидросооружения на природные комплексы устья реки и Торейских озер, в которые она впадает. Согласно проектной документации, только заполнение водохранилища потребует объема воды, равного полугодовому стоку, а в маловодный период – нескольким годовым стокам реки Ульдза», – говорится в тексте обращения в Минприроды России.

Есть опасность, что если на трансграничной реке Ульдза до проведения международной оценки её воздействий на природу и людей будет построена новая плотина, то власти Монголии могут возобновить реализацию и других проектов строительства новых гидроузлов в бассейнах озера Байкал, реки Онон и озера Далайнор.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Общественный экологический мониторинг, сбор информации, обращение и взаимодействие с органами государственной власти, обращение в международный организации (в частности, в ЮНЕСКО), проведение экспертных оценок и подготовка докладов.

Результат действий

Проект строительства монгольских ГЭС на реке Селенга был приостановлен, а Монголия согласилась совместно с российскими экспертами провести оценки воздействий на окружающую среду и региональную экологическую оценку. 

Губернатор Забайкалья Александр Осипов подключился к решению проблемы и направил письма в МИД России и главе Минприроды России с просьбой не допустить экологической катастрофы в результате строительства плотины на реке Ульдза.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. ЮНЕСКО является учреждением Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и стремится к установлению мира посредством международного сотрудничества в этих областях. Программы ЮНЕСКО способствуют достижению Целей устойчивого развития, определённых в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году.

В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу в 1975 году. С 1977 года Комитет Всемирного наследия ежегодно проводит сессии, на которых определяются объекты для охраны — природные или созданные человеком объекты. Приоритетными задачами в отношении этих объектов являются сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической значимости.

Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить уникальные в своем роде объекты. Для объективности оценки ценности таких объектов были составлены оценочные критерии. Шесть первых критериев действуют с 1978 года и определяют культурные объекты. Природные объекты включаются в список с 2002 года, когда дополнительно появилось четыре соответствующих критерия включения. С 2005 года все 10 критериев объединены в единый список.

2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды. Статья 12 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

 Ссылки

  1. Экологи требуют остановить строительство новой плотины в Монголии
  2. Экологи заявили об угрозе озерам в Забайкалье из-за строительства плотины в Монголии
  3. Местных жителей исключают из процесса принятия решений о будущем Байкала и монгольских ГЭС
  4. ЕБРР не финансирует монгольские ГЭС, угрожающие Байкалу
  5. Коалиция «Реки без границ» призывает сохранить Селенгу для миграции рыб
  6. ЮНЕСКО подтверждает свою позицию по монгольским ГЭС 
  7. Тендеры Всемирного банка на монгольские ГЭС отменены
  8. Трансграничная стратегическая экологическая оценка поможет согласовать интересы России и Монголии без вреда для Байкала
  9. Проект монгольских ГЭС, угрожающих Байкалу, пообещали улучшить
  10. Экологи пожаловались ЮНЕСКО из-за угрозы гибели Торейских озёр от дамбы в Монголии
  11. «Реки без границ»: Судьба Байкала решается без участия местных жителей
  12. Мнение: Монголия не отказывается от своих «антибайкальских» планов
  13. Экологи пожаловались в ЮНЕСКО на строительство плотины в Монголии. Она может негативно повлиять на заповедник в Забайкалье 
  14. Экологи: Монголия строит плотину, которая угрожает объекту ЮНЕСКО 
  15. Сайт ЮНЕСКО на русском языке