Открыть новую версию сайта
Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Общественный мониторинг чистоты воздуха в городах – проект «Челябинск, дыши» (доступ к экологической информации, общественных контроль)

Регион: Челябинская область
Год: 2017
Категория: не судебное

Краткое описание  

Экологическая группа «Челябинск, дыши» развернула сеть датчиков контроля воздуха в Челябинске.

Челябинск входит в число городов с наиболее загрязненным воздухом, а несколько лет назад ситуация заметно ухудшилась: из-за роста курса доллара резко увеличилось производство металла, продавать который за границу стало выгоднее, что, однако, не сопровождалось ни модернизацией производства, ни установкой современных фильтрующих систем.

В апреле 2017 года в ходе экологического форума, где обсуждали тему загрязнения воздуха, выяснилось, что никто из экспертов не может сказать, что происходит с воздухом в Челябинске — сколько выбросов приходится на крупные заводы, а сколько — на мелкие предприятия и автомобили. Тогда организатор экологической группы «Челябинск, дыши» Дмитрий Закарлюкин решил создать независимую общественную систему мониторинга качества воздуха на основе немецких технологий и станций. Перед разработчиками стояла задача минимальными финансовыми затратами сделать такую систему, которая будет максимально информативна. 

Созданная система фиксирует динамику изменения концентрации вредных веществ и шлейф их рассеивания. Она опирается на сеть простых и максимально дешевых датчиков, показывающих концентрацию вредных веществ - взвешенных частиц размером 2,5 микрометра (PM2.5). Если их содержание в воздухе резко увеличивается, то это означает, что могла произойти внештатная ситуация. Главная задач системы не в точном и дорогом анализе содержания разных загрязняющих веществ, а в выявлении того, кто, где и когда произвел выброс. На основе этих данных можно обратиться в органы контроля для отправки мобильной лаборатории для измерения широкого спектра показателей. 

По словам Дмитрия Закарлюкина, когда таких датчиков становится много, можно математическими методами определять источник выбросов, причем в режиме реального времени, что было важно, потому что большинство выбросов происходит в обход контроля – ночью и по выходным дням, когда не работают надзорные органы. 

Прибор для измерений активисты создали сами, выбрав подходящие датчики. Устройство достаточно включить в розетку, повесить за окно и подключить к интернету. После подключения оно автоматически отправляет информацию на сервер, и она будет отображаться на карте в реальном времени. Сейчас абсолютно любой человек может поставить себе такое устройство и внести вклад в формирование общей карты. Цена датчика - около 3000 рублей. 

Данные мониторинга отражаются на интерактивной карте на сайте проекта.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Независимый мониторинг качества воздуха и сбор информации, обращения в государственные органы.

 Результат действий

 

  1. Удалось выяснить, что большинство выбросов происходит в обход контроля – ночью и по выходным дням, когда не работают надзорные органы. В итоге активистам удалось добиться того, что губернатор выделил средства для работы постов в круглосуточном и ежедневном режиме.
  2. Система не даёт скрывать данные о выбросах, чем подтолкнула госорганы исполнять их обязанности и информировать людей о загрязнении воздуха.
  3. Благодаря этой инициативе о возможности общественного мониторинга состояния воздуха узнали за пределами Челябинска, и он стал развиваться в других регионах. 

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В числе прочего граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Мониторинг гражданами состояния и загрязнения окружающей среды не относится к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в этой связи лицензированию не подлежит. В связи с этим такие данные могут использоваться только для личного пользования (не могут предоставляться за плату), а также не могут быть использованы в качестве доказательства в суде. Однако полученная информация, в случае выявленного датчиками превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе может быть использована для обращения в контролирующие органы для проведения официальных замеров и проведения проверок.

2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имени, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

  1. Экологическая группа "Челябинск, дыши!"
  2. Чем дышит Челябинск?
  3. Выпуск журнала «Экология и право», посвященный вопросам загрязнения воздуха

 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.