Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Общественный мониторинг чистоты воздуха в городах – проект «Челябинск, дыши» (доступ к экологической информации, общественных контроль)
Премия рунета 2017

Общественный мониторинг чистоты воздуха в городах – проект «Челябинск, дыши» (доступ к экологической информации, общественных контроль)

Регион: Челябинская область
Год: 2017
Категория: не судебное

Краткое описание  

Экологическая группа «Челябинск, дыши» развернула сеть датчиков контроля воздуха в Челябинске.

Челябинск входит в число городов с наиболее загрязненным воздухом, а несколько лет назад ситуация заметно ухудшилась: из-за роста курса доллара резко увеличилось производство металла, продавать который за границу стало выгоднее, что, однако, не сопровождалось ни модернизацией производства, ни установкой современных фильтрующих систем.

В апреле 2017 года в ходе экологического форума, где обсуждали тему загрязнения воздуха, выяснилось, что никто из экспертов не может сказать, что происходит с воздухом в Челябинске — сколько выбросов приходится на крупные заводы, а сколько — на мелкие предприятия и автомобили. Тогда организатор экологической группы «Челябинск, дыши» Дмитрий Закарлюкин решил создать независимую общественную систему мониторинга качества воздуха на основе немецких технологий и станций. Перед разработчиками стояла задача минимальными финансовыми затратами сделать такую систему, которая будет максимально информативна. 

Созданная система фиксирует динамику изменения концентрации вредных веществ и шлейф их рассеивания. Она опирается на сеть простых и максимально дешевых датчиков, показывающих концентрацию вредных веществ - взвешенных частиц размером 2,5 микрометра (PM2.5). Если их содержание в воздухе резко увеличивается, то это означает, что могла произойти внештатная ситуация. Главная задач системы не в точном и дорогом анализе содержания разных загрязняющих веществ, а в выявлении того, кто, где и когда произвел выброс. На основе этих данных можно обратиться в органы контроля для отправки мобильной лаборатории для измерения широкого спектра показателей. 

По словам Дмитрия Закарлюкина, когда таких датчиков становится много, можно математическими методами определять источник выбросов, причем в режиме реального времени, что было важно, потому что большинство выбросов происходит в обход контроля – ночью и по выходным дням, когда не работают надзорные органы. 

Прибор для измерений активисты создали сами, выбрав подходящие датчики. Устройство достаточно включить в розетку, повесить за окно и подключить к интернету. После подключения оно автоматически отправляет информацию на сервер, и она будет отображаться на карте в реальном времени. Сейчас абсолютно любой человек может поставить себе такое устройство и внести вклад в формирование общей карты. Цена датчика - около 3000 рублей. 

Данные мониторинга отражаются на интерактивной карте на сайте проекта.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Независимый мониторинг качества воздуха и сбор информации, обращения в государственные органы.

 Результат действий

 

  1. Удалось выяснить, что большинство выбросов происходит в обход контроля – ночью и по выходным дням, когда не работают надзорные органы. В итоге активистам удалось добиться того, что губернатор выделил средства для работы постов в круглосуточном и ежедневном режиме.
  2. Система не даёт скрывать данные о выбросах, чем подтолкнула госорганы исполнять их обязанности и информировать людей о загрязнении воздуха.
  3. Благодаря этой инициативе о возможности общественного мониторинга состояния воздуха узнали за пределами Челябинска, и он стал развиваться в других регионах. 

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В числе прочего граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Мониторинг гражданами состояния и загрязнения окружающей среды не относится к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в этой связи лицензированию не подлежит. В связи с этим такие данные могут использоваться только для личного пользования (не могут предоставляться за плату), а также не могут быть использованы в качестве доказательства в суде. Однако полученная информация, в случае выявленного датчиками превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе может быть использована для обращения в контролирующие органы для проведения официальных замеров и проведения проверок.

2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имени, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

  1. Экологическая группа "Челябинск, дыши!"
  2. Чем дышит Челябинск?
  3. Выпуск журнала «Экология и право», посвященный вопросам загрязнения воздуха

 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.