Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Общественный мониторинг состояния очистных сооружений с целью предотвращения загрязнения водных объектов в Брянской области (МОО «Зеленый Фронт»)
Премия рунета 2017

Общественный мониторинг состояния очистных сооружений с целью предотвращения загрязнения водных объектов в Брянской области (МОО «Зеленый Фронт»)

Регион: Брянская область
Год: 2018
Категория: не судебное

Краткое описание

В целях снижения негативного воздействия от стоков промышленных предприятий на водные объекты экологи собирают данные о фактическом положении дел с очистными сооружениями и направляют информацию в адрес контрольно-надзорных ведомств региона, а также доводят до сведения общественности.

В Брянской области активисты «Зеленого Фронта» ведут общественный мониторинг состояния очистных сооружений крупных промышленных объектов в административном центре, а также в Стародубском, Брасовском, Почевском, Севском и Брянском районах Брянской области. Ранее ими также были выявлены серьезные нарушения в части незаконного сброса загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности. 

Так, после жалоб местных жителей, экологами было обнаружено, что мясоперерабатывающее предприятие ООО «Дружба» сбрасывает производственные стоки в ручей Бетовка в границах охранной зоны 1-3 поясов Бордовичского водозабора без разрешительных документов. В ответ на обращение экологов Управление Росприроднадзора по Брянской области подтвердило, что не выдавало соответствующего разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами, а предприятие не имеет утверждённого проекта нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ. На основании обращения экологов и по результатам выездной проверки, проведенной совместно с представителями надзорных и контролирующих органов, Брянским природоохранным прокурором было вынесено представление по факту нарушения норм действующего водного законодательства. По результатам выполнения представления прокурора должностными лицами Управления обеспечен контроль своевременности выполнения ООО «Дружба» мероприятий по охране водных объектов и соблюдению режима зон санитарной охраны 1-3 поясов Бордовичского водозабора. 

Другой пример – загрязнение реки Бабинец сточными водами ОАО «Консервсушпрод» и ТнВ «Сыр Стародубский». История длится несколько лет - проблемой загрязнения реки Бабинец (приток более крупной Вабли) неочищенными сточными водами экологи МОО «Зеленый Фронт» занимаются с лета 2016 года. Природоохранная прокуратура проводила ряд проверок соблюдения природоохранного законодательства по обращениям жителей Стародубского и Погарского районов о загрязнении рек Бабинец и Вабля, обращениям экологов, а также после публикации в СМИ статьи «В Брянских джунглях скосили 50-метровую полосу зарослей и ужаснулись». По результатам проведенных проектов было установлено, что ОАО «Консервсушпрод» и ТнВ «Сыр Стародубский», занимающиеся производством молочной продукции на территории г. Стародуба заключили с МУП по обслуживанию дорожно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Стародуб (далее – МУП ДКХ МО г. Стародуб) абонентские договоры на сбросы сточных вод. Однако, в сточных водах предприятий наблюдается систематическое превышение максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ, что нарушало как условия заключенных договоров, так и положения Правил холодного водоснабжения и водоотведения. Очистные сооружения не могли обеспечить очистку сточных вод в полном объеме, что приводило к загрязнению рек Бабинец и Вабля. После неоднократных обращений экологов управление Росприроднадзора по Брянской области подтвердило наличие нарушений требований законодательства в сфере обращения с производственными и коммунальными стоками в деятельности специализированного муниципального предприятия «ДКХ города Стародуб». В неочищенном виде они поступали напрямую в реку Бабинец.

В декабре 2014 года Стародубский районный суд удовлетворил иск природоохранного прокурора и обязал МУП «Водоканал  города Стародуба» (МУП ДКХ МО г. Стародуб), ОАО «Консервсушпрод» и ТнВ «Сыр Стародубский» осуществлять сброс в поверхностный водный объект сточных вод, подвергшихся санитарной очистке и обезжириванию, а также привести сооружения предварительной очистки в исправное состояние.

 В марте 2018 года тот же суд удовлетворил иск природоохранного прокурора к ОАО «Консервсушпрод» и ТнВ «Сыр Стародубский» о прекращении сброса сточных вод в сети МУП ДКХ МО г. Стародуб с превышением допустимых значений показателей и концентраций, а также принятии мер по разработке и утверждению плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод по согласованию с МУП ДКХ.

Кроме того, Стародубский районный суд удовлетворил исковое заявление природоохранного прокурора о взыскании с МУП ДКХ МО г. Стародуб вреда, причиненного реке Бабинец и постановил взыскать с Муниципального унитарного предприятия по обслуживанию дорожно-коммунального хозяйства муниципального образования город Стародуб Брянской области в пользу бюджета муниципального образования город Стародуб Брянской области ущерб, причиненный водному объекту – реке Бабинец в сумме 13 665 341 руб.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Сбор информации, обращение в контрольно-надзорные органы, размещение информации в сети Интернет и СМИ.

Результат действий

Прекращение загрязнения и взыскание вреда, причиненного водным объектам.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Сброс сточных вод в водные объекты. Российское законодательство предусматривает требования по обязательной предварительной очистке и дальнейшему сбросу сточных вод в водные объекты. Требования регламентируются Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон); Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 года №74-ФЗ (далее - Водный кодекс); СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов» (далее - СанПиН).

Согласно статье 44 Водного кодекса, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных самим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается. 

Пункт 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса уточняет, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В развитие положений Водного кодекса СанПиН предусматривает, что  водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса. Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод: в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения; в черте населенных пунктов; в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения; в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы; в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные гигиенические нормативы. Также, СанПиН устанавливает требования к проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и последующей эксплуатации очистных сооружений.

Нарушение или несоблюдение вышеприведенных требований законодательства, предусматривает административную ответственность, определенную в статьях 6.3. (Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) и 8.14 (Нарушение правил водопользования) КоАП РФ. 

2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имени, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3. Обращение в прокуратуру. Основная задача органов прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на её территории законов. 

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры имеют право обжаловать в суде нормативные правовые акты органов исполнительной и законодательной власти, обращаться в суд о защите прав и законных интересов, проводить проверки и запрашивать необходимую информацию. Прокуратура также осуществляет надзор за тем, как ведётся работа с обращениями граждан в органах власти (включая полицию). Если ответ на обращение не был получен в срок или по фактам, изложенным в нем, не была должным образом проведена проверка, можно обратиться в прокуратуру с требованием принять меры как к нарушителям экологического законодательства, так и к чиновникам.

В настоящее время в субъектах РФ созданы отдельные природоохранные прокуратуры, в полномочия которых входит обеспечение исполнения природоохранного законодательства, контроль за соблюдением экологических прав граждан и рациональным использованием природных ресурсов. Природоохранные прокуроры осуществляют расследование экологических преступлений, а также могут участвовать в качестве государственных обвинителей при рассмотрении дел судами.

Можно сказать, что наряду в Росприроднадзором, именно прокуратура чаще всего предпринимает действенные меры для защиты экологических прав и пресечении нарушений, особенно если они совершаются органами власти путем принятия незаконных актов.

Ссылки

  1. Экоактивисты проведут ревизию очистных сооружений в Брянской области  
  2. "Зеленый Фронт" проведет ревизию очистных сооружений в Брянской области
  3. Экологи требуют прекратить сброс сточных вод агрохолдинга в охранной зоне водозабора Брянска
  4. Прокуратура через суд взыскивает с МУП ДКХ МО г. Стародуб вред реке Бабинец на сумму 13,6 млн рублей
  5. В брянских джунглях скосили 50-метровую полосу зарослей и ужаснулись
  6. Решение № 2-16/2019 2-16/2019(2-602/2018;)~М-505/2018 2-602/2018 М-505/2018 от 11 июля 2019 г. по делу № 2-16/2019


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.